Коротко о вирусе: эффект на российскую экономику

Юга.ру
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка © Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка

Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка

Нервозность на рынках по поводу эпидемии растет, валюты EM ослабли на 1-6% в январе.

На прошлой неделе нервозность на глобальных рынках по поводу рисков, связанных с распространением эпидемии, сильно возросла. Цены на нефть снизились на 12% с конца декабря и на 4% на прошлой неделе, некоторые из валют развивающихся рынков ослабли на 6%, а вероятность дополнительного понижения ставки ФРС к концу этого года выросла с оценки 51% в начале января до 87%. Важный момент заключается в том, что сложившаяся ситуация беспрецедентна, и ранее используемый пример эпидемии 2003 г. SARS становится все менее и менее релевантным. В 2003 г. экономика Китая потеряла примерно 1 п. п. от своего роста, а в квартал, на который пришелся пик эпидемии рост замедлялся с 11% до 9%; тем не менее, для глобального роста это замедление не стало болезненным, так как экономическая активность в те годы находилась на подъеме. В 2020 г. пандемия, судя по всему, станет продолжением рисков, связанных с торговой войной и определявших настроения рынков в 2019 г.; это значит, что несмотря на смягчение монетарной политики в мире в прошлом году, перспективы глобального роста остаются под угрозой. 

Россия закупает в Китае товаров на $ 50 млрд в год.

Рост опасений по поводу эпидемии поднимает все больше вопросов о возможном влиянии на российскую экономику. Одна вполне очевидная связь — торговый канал: в последние 10 лет торговля с Китаем выросла с 8% до 16% в совокупном внешнеторговом обороте России. Россия сейчас импортирует товаров на сумму порядка $50 млрд ежегодно. Примерно половину этой суммы составляет импорт машин и оборудования (большая часть — импорт PC и мобильных телефонов), тогда как химическая продукция и одежда — еще две важные позиции в импорте, на каждую из которых приходится примерно по 10% российского импорта из Китая. С точки зрения зависимости от закупок продовольствия, на тех рынках, где присутствуют товары из Китая, их доля не превышает 2%, и такие объемы могут быть легко замещены импортом из других стран. Это значит, что хотя переориентация на другие рынки может повлечь некоторый инфляционный эффект, он будет заметен только в случае серьезных долгосрочных ограничений на закупку китайских товаров. 

Ситуация на валютном рынке не требует изменения монетарной политики ЦБ РФ.

Главным фактором инфляции будет, однако, эффект курсовой трансмиссии, и хотя рубль — одна из трех валют, пострадавших особенно сильно в январе 2020 г (курс рубля ослаб на 2,5%), курс рубля все равно еще не вернулся к значениям ноября-октября 2019 года. Бюджетное правило эффективно снижает чувствительность курса рубля к текущим ценам на нефть. Ухудшение капитального счета, конечно, является возможным риском, однако на поведение инвесторов значительно повлияли опасения из-за введения санкций, и переключение с сильно политизированной повестки на экономические риски вряд ли может ухудшить их восприятие российского рынка и, следовательно, рубля. В итоге мы не видим угроз инфляционному ориентиру ЦБ 4% в 2020 г. и по-прежнему рассматриваем понижение ставки на 25 б. п. на заседании 7 февраля в качестве базового сценария. 

Опасности для туристического сектора невелики; риски для транспортного сектора возрастают.

Важный эффект “домино” эпидемии 2003 г. в мире проявился в сокращении туристических поездок. Ежегодно Россию посещает примерно 2 млн китайских туристов; в 2018 году въездной поток туристов в Россию, по оценкам, составил 25 млн человек. В то же время ежегодно примерно 20 млн россиян совершают туристические поездки за рубеж; учитывая рост опасений по поводу эпидемии часть этого туристического потока может остаться в России, компенсируя потенциальное снижение международного туризма. Важным индикатором для оценки уязвимости экономики РФ к сокращению туристического потока будет показатель динамики оборота розничной торговли: в феврале мы ожидаем, что его рост замедлится до 1,5% г/г по сравнению с ростом на 1,9% г/г в декабре 2018 г. (в январе динамика сохранится в рамках сезонного тренда). Мы также считаем, что следует следить за индикаторами российского транспортного сектора, который был одним из быстрорастущих сегментов: в России пассажиропоток воздушного транспорта в 2019 г. превысил 220 млн человек, из которых34% (70 млн человек) приходилось на международные авиалинии. 

Эпидемия не создает риска понижения нашего годового прогноза роста ВВП на 1,8% в 2020 г., однако ограничивает потенциал его повышения.

Поскольку рост российского ВВП в текущем году базируется на ожиданиях госинвестиций, мы считаем, что сложившаяся ситуация пока не создает угрозы для нашего прогноза экономического роста России на уровне 1,8% г/г на 2020 г. Однако ухудшение внешней среди означает, что ускорение роста до значения более чем 2% г/г будет требовать очень больших усилий, и, таким образом, повышение прогноза роста выше 2% уровня выглядит маловероятным в этом году.

Читайте также

За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза

Самыми востребованными в 2024 году остаются программы «Господдержка 2020», семейная и ИТ-ипотека

Комментарий по ключевой ставке

Центральный банк России сохранил ключевую ставку, что не стало неожиданностью для рынка

Комментарий по ключевой ставке

Сохранение ключевой ставки не стало сюрпризом для рынка

Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодня

Этим утром доллар США торговался около уровня 88 рублей

Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному росту

Пока сценарий дальнейшего движения индекса в направлении осенних максимумов на этой неделе остается наиболее вероятным

Ожидаем сохранения доходностей среднесрочных и длинных ОФЗ вблизи 12% годовых

По итогам прошедшей короткой рабочей недели кривая ОФЗ выросла на 15–45 б. п.

Комментарий по ключевой ставке

Повышение ключевой ставки не стало сюрпризом для банков

Комментарий по ключевой ставке

Банки готовились к повышению ключевой ставки, но ожидали изменения на 1 процентный пункт

В южных регионах России спрос на строительство домов вырос в 4 раза

Аналитики Сбера фиксируют рост спроса на строительство домов с привлечением ипотеки

Спрос на высокотехнологичные сервисы для госсектора растет

В числе ключевых задач — поиск и развитие новых инвестпроектов, модернизация инфраструктуры

Все статьи