В пятницу ЦБ принял решение сохранить ключевую ставку неизменной (7,25%), что совпало с нашими ожиданиями. При этом основным аргументом стало не недавнее ослабление рубля и не ускорение роста цен на бензин, а решение Правительства повысить НДС с 18% до 20%, начиная с 1 января 2019 г. Это будет иметь непосредственный проинфляционный эффект (около +1,4 п.п. к годовой инфляции, наша оценка), который может сопровождаться эффектами второго порядка, связанными с тем, что инфляционные ожидания населения остаются незаякоренными.
В целом риторика пресс-релиза и Э. Набиуллиной была неожиданно жесткой. Глава ЦБ практически исключила возможность продолжения смягчения политики до конца этого года, отметив, что текущие денежно-кредитные условия близки к нейтральным. Кроме того, учитывая, что основной эффект от повышения НДС проявится в 2019 г., мы полагаем, что потенциал для снижения ставки в 2019-2020 гг. также уменьшился. Но, тем не менее, на наш взгляд, он все же сохраняется, даже в перспективе этого года.
Напомним, что ЦБ уже не раз достаточно сильно менял свою риторику в зависимости от изменения конъюнктуры. Так, в конце 2016 г. регулятор оценивал перспективы смягчения достаточно осторожно, однако по факту оно оказалось очень активным. В этой связи мы по-прежнему допускаем снижение ставки до конца этого года. Впрочем, вероятность достижения уровня в 6,75% (наш предыдущий прогноз) уменьшилась (такой сценарий будет возможен, если инфляция стабилизируется ниже уровня в 3% до конца года). Из-за острой реакции регулятора на введение НДС мы также планируем пересмотреть наш прогноз по ставкам на 2019-2020 гг.
Налоги и пенсии: решения выходного дня
В выходные Правительство направило в Думу два законопроекта: об увеличении пенсионного возраста и о повышении НДС. Вместе с повышением НДС предлагается также рассмотреть отмену повышения тарифов страховых взносов, которое было запланировано на 2021 г. Напомним, что на период 2017-2020 гг. действуют особые ставки тарифов на обязательное пенсионное страхование. После 2020 г. предлагалось заменить их более высокой ставкой в 26%. Сейчас Правительство решило не идти на этот шаг и зафиксировать действующий вариант ставок бессрочно. Согласно их расчетам, из-за неповышения ставки на ОПС бюджет недосчитается около 2,7 трлн руб. за период с 2019 г. по 2024 г. Впрочем, из-за того, что поступления от повышения НДС превысят эти потери (власти рассчитывают получать ежегодно 620 млрд руб. дополнительных поступлений, т.е. 3,7 трлн руб. за 6 лет), в целом изменения налогов будут позитивны для бюджетных доходов. Отметим, что указанная комбинация налоговых решений напоминает обсуждавшийся длительное время налоговый маневр в ненефтегазовоый сфере (повышение НДС в обмен на снижение страховых взносов). Впрочем, в текущей версии снижение страховых взносов номинально: фактически бюджет не идет на снижение доходов, а лишь отказывается от будущих повышенных поступлений (в то время, как НДС увеличивается реально).
Может ли пенсионная реформа ускорить рост экономики?
Детали пенсионной реформы прояснились после публикации пояснительной записки к соответствующему законопроекту. По нашим расчетам, в предлагаемой Правительством схеме повышения пенсионного возраста количество пенсионеров к 2024 г. сократится с текущих 37,4 млн чел. до 34,7 млн чел. (в то время, как исходя из данных Росстата, без повышения возраста их численность выросла бы до 40,1 млн чел., т.е. на 7,2% за 6 лет). Расходы пенсионной системы росли бы в среднем на 400 млрд руб./год в реальном выражении, которые и экономит Минфин, проводя реформу.
Впрочем, Т. Голикова уже анонсировала, что пенсии будут индексироваться выше, чем на уровень инфляции. Например, в 2019 г. планируется ежемесячная прибавка неработающим пенсионерам в размере 1000 руб., что фактически означает индексацию на 7%. Деталей относительно планов по размерам индексации после 2019 г. пока нет. Хотя можно предположить, что номинальный среднемесячный размер пенсии у работающих пенсионеров будет расти на 1000 руб./мес. ежегодно (это означает, что общий размер пенсии по старости для всех пенсионеров будет повышаться на 780 руб., т.к. не работает около 22% пенсионеров).
Таким образом, при инфляции в 4% в год (за период 2020-2024 гг.) Правительство в среднем за год будет экономить на 250 млрд руб. меньше из-за этой прибавки (см. график). Впрочем, как видно из графика выше, экономия все же даст бюджету в сумме 1,5 трлн руб. дополнительных средств (которые нужны властям для выполнения майского указа).
Оценить эффект пенсионной реформы на экономику численно достаточно трудно: как минимум, не хватает данных. Теоретически повышение пенсионного возраста позитивно для экономического роста. Идея достаточно проста: т.к. на рынке труда появляется больше рабочей силы, в производстве ВВП участвует, как минимум, больше рабочих рук. Кроме того, не исключено, что т.к. производительность труда у опытных работников больше (тут речь идет об экономиках с большей долей интеллектуального труда), в среднем эффективность производства возрастает. Рост численности рабочей силы, а также ее эффективность в целом стимулируют инвестиции.
Конечно, рост предложения на рынке труда вызывает снижение зарплаты, но при этом общий объем доходов населения растет: считается, что трудовые доходы больше, чем пенсия, а также что падение зарплат будет меньше, чем прирост рабочей силы (из-за чего общий объем полученных населением доходов вырастет, а с ним и потребление).
Таким образом, ВВП будет расти как за счет роста потребления и инвестиций, так и за счет повышения эффективности производства. Впрочем, стоит отметить, что это будет "оплачено", с одной стороны, снижением реальных зарплат населения, а с другой — ухудшением "качества жизни" (люди могли бы уйти на пенсию раньше). Кроме того, из-за увеличения потребительских расходов немного ускорилась бы инфляция.
Впрочем, у теоретической модели есть ряд существенных ограничений. Основной позитивный экономический эффект связан с ростом численности рабочей силы, но в действительности это может быть не так. Хотя номинально рабочая сила после повышения пенсионного возраста и вырастет, далеко не факт, что вырастет фактическая занятость. Этому может помешать два момента: 1) выбор людей работать в пожилом возрасте и 2) конкуренция с молодыми работниками.
В первом случае ситуация с фактическим количеством работающих людей не поменяется: просто раньше эти люди имели бы статус "работающих пенсионеров", а после реформы они начнут считаться людьми трудоспособного возраста. Во втором случае, рабочая сила действительно вырастет, но вырастет и безработица: молодые работники вступят в конкуренцию с теми, кого раньше считали бы пенсионерами. Есть и другие серьезные допущения, например, о том, что рост эффективности труда будет стимулировать капиталовложения и пр.
Хотя населения в трудоспособном возрасте арифметически станет больше, безработица среди молодых может возрасти, т.к. зрелые люди будут менее активно уходить с рынка труда. При этом численность работающих пенсионеров снизится: т.к. во-первых, снизится общее число пенсионеров, а во вторых, в более пожилом возрасте будет труднее найти работу. Численность неработающих пенсионеров, скорее всего, также снизится (из-за сокращения общего количества пенсионеров). Впрочем, общий эффект на фактическую занятость в целом может быть как положительным, так и нейтральным. Нейтральным он может быть в том случае, если количество людей, которые из-за реформы не вышли на пенсию, а остались работать, пропорционально вытеснит новых работников на рынке труда.
Зарплаты работающих людей либо не изменятся, либо сократятся из-за увеличения конкуренции на рынке труда. Пенсии работающих пенсионеров не будут индексироваться выше инфляции, а получаемая ими зарплата будет либо падать, либо оставаться неизменной. Пенсии неработающих пенсионеров будут индексироваться выше инфляции. В итоге, скорее всего, доходы населения в целом упадут в реальном выражении.
Хотя подушевые доходы населения, скорее всего, ждет просадка, в совокупности потребительские расходы вполне могут возрасти из-за того, что количество фактически работающих людей увеличится. Хотя итоговый эффект зависит от того, насколько сильно (в сравнении с приростом занятости) сократятся зарплаты.
Основные объемы инвестиций в российской экономике делает государство и госкомпании (в первую очередь, из нефтегазового сектора). Их инвестпрограмма опирается не на рынок труда, а на автономные факторы.
В итоге эффект на ВВП может быть как положительным (если фактическая динамика будет близка к теоретической), либо отрицательным (если потери населения превысят выгоды компаний).
В итоге можно отметить, что хотя пенсионная реформа теоретически и могла бы поспособствовать росту экономики в долгосрочной перспективе, заметного позитивного эффекта в российских реалиях достичь будет сложно. При этом очевидны ее выгоды для бюджета — сэкономленные средства (от трансферта Пенсионному фонду) будут направлены на реализацию нового майского указа. Однако учитывая, что большинство его целевых ориентиров носит качественный, а не количественный характер, это затрудняет оценку эффективности его реализации.
Читайте также
Сергей Кадакин
Кадровый голод в финансовом секторе — какие специалисты востребованы в банках?Банковская сфера хороша тем, что могут быть востребованы кандидаты любого возраста, пола и с любым образованием
Наталия Жарикова
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкамЕсли раньше многие пользовались банковскими ячейками, то сейчас всё чаще интересуются онлайном
Сергей Кадакин
Как копить с помощью государства?Программа подходит для долгосрочных пенсионных накоплений, которые позволят обеспечить более высокий уровень жизни при выходе на пенсию
Лариса Безделева
Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателейПремиальное жильё не теряет свою ценность со временем
Лариса Безделева
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 разаСамыми востребованными в 2024 году остаются программы «Господдержка 2020», семейная и ИТ-ипотека
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеЦентральный банк России сохранил ключевую ставку, что не стало неожиданностью для рынка
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеСохранение ключевой ставки не стало сюрпризом для рынка
Станислав Дужинский, главный аналитик ПСБ
Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодняЭтим утром доллар США торговался около уровня 88 рублей
Евгений Локтюхов, эксперт ПСБ
Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному ростуПока сценарий дальнейшего движения индекса в направлении осенних максимумов на этой неделе остается наиболее вероятным
Дмитрий Грицкевич, аналитик ПСБ
Ожидаем сохранения доходностей среднесрочных и длинных ОФЗ вблизи 12% годовыхПо итогам прошедшей короткой рабочей недели кривая ОФЗ выросла на 15–45 б. п.