Судя по всему, Правительство готовится к повышению пенсионного возраста. Так, на прошлой неделе Д. Медведев заявил о том, что этот вопрос обсуждается, и его решение назрело давно. Приблизительно в то же время были опубликованы и тезисы экономической стратегии ЦСР А. Кудрина. Документ не содержит подробностей и цифр, однако в нем отмечается, что на протяжении следующих 16 лет пенсионный возраст будет постепенно расти, и к 2034 г. достигнет 63 лет у женщин (сейчас 55 лет) и 65 лет у мужчин (сейчас 60 лет).
Сторонники повышения пенсионного возраста отмечают, что в России на настоящий момент он один из самых низких в мире, и после выхода на пенсию устроиться на работу значительно сложнее, что фактически исключает человека из группы занятых. Кроме того, власти не раз отмечали, что действующий пенсионный возраст "морально устарел": сейчас качество человеческого капитала у людей предпенсионного возраста заметно лучше, чем например, в 1930-е годы (когда этот порог был установлен).
Впрочем, на наш взгляд, дискуссия о повышении пенсионного возраста возникла в ответ на прогнозируемые негативные демографические тренды ближайших десятилетий: 1) увеличение числа пенсионеров в абсолютном выражении, 2) снижение доли трудоспособного населения. По нашим расчетам, к 2024 г. (окончание текущего президентского срока) в России станет на 7-8% больше пенсионеров, а через 10 лет — почти на 10%. При этом доля трудоспособного населения, которое в основном платит страховые взносы, сократится с текущих 56% до 54% через 10 лет.
Эти демографические тенденции усугубляют проблемы ПФР, которые власти, скорее всего, и хотят облегчить. Сейчас пенсии на 50% зависят от ежегодного трансферта (более 3,3 трлн руб.) из Федерального бюджета. При этом с каждым годом расходы ПФР на пенсии по старости будут расти (в среднем на 70 млрд руб./год в реальном выражении), а поступления от страховых взносов — постепенно снижаться, усиливая дефицит пенсионной системы. Плавное повышение пенсионного возраста позволит за следующие шесть лет сократить количество пенсионеров на 3-4%. По нашим расчетам, в среднем за этот президентский срок бюджет сможет сэкономить 400-500 млрд руб. в год в реальном выражении при условии, что размер пенсий будет зафиксирован в реальном выражении (индексироваться на инфляцию).
Сэкономленные средства могли бы быть направлены на финансирование приоритетных расходов, например, на образование или здравоохранение. Впрочем, сценарий ЦСР предполагает постепенный рост размера пенсий в реальном выражении более чем на 30% за предстоящие 16 лет ("…поработал на 5 лет дольше — получил пенсию на треть выше."). Но и этот рост, если будет также происходить плавно (т.е. на 1,8% г./г. в среднем в реальном выражении), позволит снизить расходы на пенсии, хотя и в меньшем объеме — порядка 100-150 млрд руб. в год без учета инфляции.
При всех несомненных плюсах для бюджета повышение пенсионного возраста вряд ли встретит поддержку населения. Производительность труда в старости неуклонно снижается, а потому работники старше 55-60 лет при увольнении и поиске работы вряд ли смогут рассчитывать на адекватный уровень зарплаты (который был бы равен доходам работающего сейчас пенсионера).
Кроме того, стоит отметить, что с повышением порога нетрудоспособности еще больше людей не смогут дожить до пенсии: например, для мужчин средняя продолжительность жизни составляет около 67 лет. При этом повышение пенсионного возраста вряд ли ощутимо увеличит занятость: сейчас работодатели неохотно берут на работу людей даже предпенсионного возраста, и ситуация здесь (по крайней мере, в частном секторе) вряд ли изменится. Правда, в государственном сегменте (где критерии ухода на пенсию, скорее всего, останутся формальными) работники смогут продолжать трудовую деятельность дольше.
В итоге для экономики позитив, связанный с повышением пенсионного возраста (улучшение бюджета и более высокие пенсии), будет во многом достигнут за счет ухудшения возможностей для людей предпенсионного возраста (по крайней мере, в ближайшие 10 лет). При этом постепенно их будет становиться больше по мере увеличения реального возрастного разрыва между ценными для рынка труда работниками (сейчас эта «граница» проходит около 40 лет) и людьми, имеющими право на пенсию по старости.
Читайте также
Сергей Кадакин
Кадровый голод в финансовом секторе — какие специалисты востребованы в банках?Банковская сфера хороша тем, что могут быть востребованы кандидаты любого возраста, пола и с любым образованием
Наталия Жарикова
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкамЕсли раньше многие пользовались банковскими ячейками, то сейчас всё чаще интересуются онлайном
Сергей Кадакин
Как копить с помощью государства?Программа подходит для долгосрочных пенсионных накоплений, которые позволят обеспечить более высокий уровень жизни при выходе на пенсию
Лариса Безделева
Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателейПремиальное жильё не теряет свою ценность со временем
Лариса Безделева
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 разаСамыми востребованными в 2024 году остаются программы «Господдержка 2020», семейная и ИТ-ипотека
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеЦентральный банк России сохранил ключевую ставку, что не стало неожиданностью для рынка
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеСохранение ключевой ставки не стало сюрпризом для рынка
Станислав Дужинский, главный аналитик ПСБ
Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодняЭтим утром доллар США торговался около уровня 88 рублей
Евгений Локтюхов, эксперт ПСБ
Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному ростуПока сценарий дальнейшего движения индекса в направлении осенних максимумов на этой неделе остается наиболее вероятным
Дмитрий Грицкевич, аналитик ПСБ
Ожидаем сохранения доходностей среднесрочных и длинных ОФЗ вблизи 12% годовыхПо итогам прошедшей короткой рабочей недели кривая ОФЗ выросла на 15–45 б. п.