Что такое интернет-эквайринг

Юга.ру
 © Виктория Пинчук, руководитель дирекции по работе с клиентами инвестиционного банка "Веста"

Виктория Пинчук, руководитель дирекции по работе с клиентами инвестиционного банка "Веста"

Оплата с помощью платежных карт в магазинах, кафе и на заправках стала частью повседневной жизни. Всё чаще привычные для нас платёжные операции переносятся в сеть интернет. Но при создании и ведении бизнеса предприниматель  сталкивается с терминами «эквайринг» и «интернет-эквайринг», и здесь всё ещё остается много вопросов.

Сегодня мы попробуем разобраться в том, что же такое интернет-эквайринг, в чём преимущество банковского интернет-эквайринга перед электронными платёжными системами (Яндекс.ДЕНЬГИ, WebMoney, QIWI КОШЕЛЕК и т.п.) и на что же стоит обратить внимание при выборе банка, оказывающего данную услугу.

Интернет-эквайринг и как это работает

Эквайринг — это способ оплаты товаров и услуг с помощью платежных карт. Интернет-эквайринг — услуга, позволяющая торгово-сервисным организациям осуществлять расчеты с покупателями в сети Интернет, оказывается банками-эквайерами, процессинговыми центрами и электронными платежными системами.

В упрощенном виде, технология работы проста. Клиент, который решил рассчитаться с помощью интернет-эквайринга, выбирает товар или услугу, затем переходит на специальную страницу, где необходимо указать данные карты. Так как сделка производится без присутствия самой платежной карты, то нет возможности ввести пин-код. Поэтому для успешной авторизации сделки требуется ввести правильный номер карты, срок ее действия, ФИО, CVV код. Все эти данные доступны владельцу средства платежа и являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению третьим лицам.  Далее данные карты передаются платёжному провайдеру, который, в свою очередь, отправляет запрос авторизации в банк-эквайер. Банк-эквайер продолжает по цепи процедуру авторизации платежа, результатом которой становится оповещение магазина и, вследствие, клиента о подтверждении или аннуляции операции.

В ряде случаев платёжный провайдер и банк-эквайер могут быть представлены одной организацией. Если платёжный провайдер выступает отдельно и позволяет принимать платежи не только картами, но и электронными деньгами, он называется платёжным агрегатором. Платёжный агрегатор не может принимать карты напрямую, для этого он заключает договор с банком-эквайером, чаще всего с несколькими — для обеспечения бесперебойной работы.

Расчеты с помощью платежной карты выгодны всем участникам процесса:

Для клиента возможность совершить покупку с помощью карты, позволяет не снимать средства, а хранить их на счету. Кроме того, клиент не платит комиссию. Даже если банк, установивший терминал не совпадает с банком-эмитентом карты. А сохранение карты в системе (оплата в один клик) — позволяет пользователю после первой оплаты не вводить все данные карты.

Для продавца интернет-эквайринг является инструментом привлечения и удержания высокодоходных клиентов, предпочитающих оплачивать товары и услуги через Интернет. Использование данной услуги позволяет увеличить средний чек, повысить лояльность текущих клиентов, снизить операционные расходы компании. Ещё одно преимущество — холдирование — заморозка части средств на расчётном счёте клиента. Полезно в случае, если необходимо проверить наличие заказанного товара на складе. В случае отсутствия заказа, деньги размораживаются без необходимости проводить возврат между расчётными счетами покупателя и продавца. Такой процесс осуществляется намного быстрее возврата средств.

Банк, предоставляя услуги эквайринга, привлекает новых клиентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которые открывают счета, оформляют карты, пользуются иными услугами банка. Часть комиссии, полученной за обслуживание услуги эквайринга, банк оплачивает платежным системам (самые распространённые: Visa, MasterCard, также набирает популярность национальная платёжная система МИР), часть — использует для развития и содержания эквайринговой сети.

Главным отличием интернет-эквайринга является отсутствие терминала (POS, mPOS) для физического считывания данных карты. Преимуществом же интернет-эквайринга является возможность использования при проведении платежа виртуальных банковских карт и электронных кошельков, у которых отсутствуют физические носители в виде пластиковых карт.

Основное преимущество банковского интернет-эквайринга перед электронными платежными системами — надежность расчетов. Безопасность трансакций обеспечивается современными технологиями защиты, например 3D-Secure от VISA и SecureCode от MasterCard.

Стоит отметить, что согласно требованиям практически всех платежных систем (например, VISA и MasterCard), ответственность за погашение финансовых обязательств в случае выставления чарджбеков и штрафов несет компания — продавец товара или услуги. Если организация не в состоянии погасить выставленные обязательства, то ответственность чаще всего несет банк.

Выбор банка для подключения услуги интернет-эквайринга

Для приема платежей по пластиковым картам в Сети организация должна подписать соответствующий договор с банком. Условия предоставления интернет-эквайринга определяются кредитной организацией в индивидуальном порядке для каждого клиента.

При выборе банка надо выяснить следующие нюансы в условиях договора:

— обязательно ли открывать счет в банке;

— требуется ли открытие обеспечительного депозита;

— платное или бесплатное подключение к системе;

— величина эквайринговой комиссии (может составлять в среднем от 2% до 6% с каждой успешной операции);

— размер комиссии банка по операциям чарджбек, по операциям возврата и за проведение трансакции;

— срок зачисления средств на расчетный счет компании (как правило, на третий день после совершения операции);

— наличие поддержки плательщиков в режиме 24х7 — плательщик не должен остаться один на один с возможной проблемой при совершении оплаты.

Следует учитывать и то, что платежные системы предъявляют определенные требования к организациям, желающим воспользоваться услугой интернет-эквайринга, за соблюдением которых следит банк. Например, к сфере их деятельности. Финучреждения могут отказать в услуге компаниям, которые занимаются игорным бизнесом, продажей медикаментов, табачной продукции и т. д.

Или, скажем, предприятиям, распространяющим аудио- и видеопродукцию, необходимо иметь в наличии договоры с обладателями авторских прав. Могут быть предъявлены требования к сайту компании — например, он должен содержать полную и актуальную информацию по ценам на продаваемые товары и пр.

Читайте также

Кадровый голод в финансовом секторе — какие специалисты востребованы в банках?

Банковская сфера хороша тем, что могут быть востребованы кандидаты любого возраста, пола и с любым образованием

Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам

Если раньше многие пользовались банковскими ячейками, то сейчас всё чаще интересуются онлайном

Как копить с помощью государства?

Программа подходит для долгосрочных пенсионных накоплений, которые позволят обеспечить более высокий уровень жизни при выходе на пенсию

Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателей

Премиальное жильё не теряет свою ценность со временем

За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза

Самыми востребованными в 2024 году остаются программы «Господдержка 2020», семейная и ИТ-ипотека

Комментарий по ключевой ставке

Центральный банк России сохранил ключевую ставку, что не стало неожиданностью для рынка

Комментарий по ключевой ставке

Сохранение ключевой ставки не стало сюрпризом для рынка

Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодня

Этим утром доллар США торговался около уровня 88 рублей

Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному росту

Пока сценарий дальнейшего движения индекса в направлении осенних максимумов на этой неделе остается наиболее вероятным

Ожидаем сохранения доходностей среднесрочных и длинных ОФЗ вблизи 12% годовых

По итогам прошедшей короткой рабочей недели кривая ОФЗ выросла на 15–45 б. п.

Все статьи