По мнению Минэкономразвития, дно экономического спада было пройдено в июне, и в сентябре за счет промышленности ВВП начал расти (+0,3% м./м с учетом сезонности). Возникает вопрос, насколько оправданно сейчас говорить о развороте тренда?
Наш анализ показал:
– Положительная динамика в промышленности действительно наблюдается именно с июня, но за счет разовых факторов.
– Девальвация внесла значимый позитивный вклад в промышленность, оказав поддержку экспортерам и отраслям, связанным с импортозамещением.
– Мы прогнозируем, что в 2016 г. позитивный эффект от динамики курса на промышленность сильно снизится.
– В инвестициях восстановление началось только в августе, но его устойчивость сомнительна.
– Драйверами восстановления промышленности стали не основные, а второстепенные отрасли.
В реальности мы наблюдаем снижение темпов падения выпуска, и оно стало более выраженным в сентябре 2015 г.: -3,7% против -4,3% г./г. в августе и максимального снижения за весь год 5,5% г./г. в мае. Однако источники этого восстановления оставляют много вопросов. Безусловно, благодаря девальвации в основном сырьевые цены в рублевом выражении в отличие от 2009 г. снизились несильно, хотя в долларах они упали значительно, на нефть – более чем в 2 раза. Это позволило экспортерам даже нарастить физические объемы зарубежных продаж. По данным ФТС о торговле со странами дальнего зарубежья, физические объемы экспорта топливно-энергетических товаров в январе-августе 2015 г. выросли на 5,6%, металлургической продукции – на 7,8%, химической продукции – на 5,5%.
Исходя из статистики по промышленности, устойчивую динамику демонстрируют именно экспортные отрасли. Так, наиболее стабильные результаты показывает добыча топливно-энергетических ресурсов и нефтепереработка. На фоне общего снижения производства продолжает демонстрировать довольно высокие темпы роста химическая промышленность (6,5%г./г. за 9М 2015 г.), выигрывая от низкой доли валютных расходов в себестоимости. Снижение курса, во-первых, привело к росту экспорта, во-вторых, можно говорить о начале импортозамещения за счет внутреннего спроса (например, в производстве пластика и резины, бытовой химии, лаков и красок).
Из этого списка выбивается, пожалуй, металлургия. Частичное восстановление в 3 кв. 2015 г. произошло после продолжительного падения выпуска и во многом обусловлено отложенным спросом. В дальнейшем мы не ожидаем какого-либо заметного восстановления, так как отрасль будет находиться под давлением низкого спроса и цен (мировое перепроизводство, замедление промпроизводства Китая и рост экспорта из этой страны, а также тяжелая ситуация в строительном и автомобильном секторах РФ).
Доля экспортных отраслей (ТЭК, металлургия, химия и т.д.) в общем показателе промышленности действительно высока. Но какого-либо резкого улучшения результатов данных секторов в последние месяцы не происходило – на протяжении всего года они демонстрируют достаточно стабильную динамику. Поэтому сами по себе они едва ли могли стать причиной положительной динамики промышленности с июня.
Как мы уже отмечали в предыдущих обзорах (16 сентября, 16 октября), улучшение в промышленности последних месяцев в большей степени связано с разовыми факторами. На общий индекс сильно повлиял выпуск транспортных средств и оборудования с длинным циклом производства, который отражается в статистике неравномерно по году, а сейчас сконцентрировался в 3 кв. Такое совпадение могло существенно исказить общую картину. Речь идет, к примеру, о выпуске металлических станков, электровозов, сезонном всплеске производства автомобилей (после летнего простоя).
Нестабилен и эффект от импортозамещения. Если наблюдаемое в пищевой отрасли импортозамещение носит более устойчивый характер ввиду наличия торговых ограничений, то, скажем, в текстильной отрасли этот эффект практически полностью определяется динамикой курса рубля. Ускорение роста (месяц к месяцу) текстильной отрасли мы объясняем продолжением импортозамещения, которое поддерживается новым ослаблением рубля в июле-августе 2015 г.
Таким образом, девальвационный шок 2014 г. безусловно оказал существенный положительный эффект на ряд отраслей, связанных с экспортом (ТЭК, металлургия, химия и т.д.) и внутренним спросом (пищевая, текстильная, потребительская химия).
При отсутствии столь же выраженного обесценения рубля (что является нашим базовым прогнозом на 2016 г.) и медленном восстановлении внутреннего спроса рассчитывать на столь сильный эффект на промышленность в будущем не приходится.
Более детальная статистика по инвестициям также не дает однозначного подтверждения активизации промышленности. Улучшение динамики инвестиций наблюдается пока совсем недолго, лишь второй месяц подряд: до -5,6% после – 6,8% г./г. в августе и максимального снижения 8,5% г./г. в июле. Однако, то что это не разовый статистический эффект свидетельствуют показатели международной торговли: в эти месяцы происходило, в том числе, замедление падения инвестиционного импорта.
Но эти данные пока не позволяют распознать, было ли такое восстановление обусловлено разовой реакцией – реализация отложенного спроса, или такая тенденция будет иметь постоянный характер. Из категорий инвестиционного импорта, которые в августе-сентябре 2015 г. показали позитивную динамику – механическое оборудование и средства наземного транспорта. В сумме они составляют 60% инвестиционного импорта и около 30% общего импорта. Однако импорт механического оборудования характеризуется высокой волатильностью и отсутствием ярко-выраженной сезонности. Поэтому статистики августа и сентября 2015 г. недостаточно, чтобы судить о формировании позитивной тенденции в инвестициях.
Анализ структуры инвестиций показывает, что их ключевые категории – нежилое строительство, машины и оборудование (около 80% всех инвестиций в основной капитал) в стоимостном рублевом выражении продолжали демонстрировать нисходящую динамику с 2011 г. и вплоть до июля 2015 г. (более поздние данные отсутствуют). Косвенно это подтверждает слабая динамика производства стройматериалов, которая не показала никакого восстановления в последние месяцы. Какое-либо улучшение было отмечено лишь в категории "прочих" инвестиций, что, на наш взгляд, создает серьезный риск: устойчивому восстановлению инвестиций всегда предшествовал рост спроса на машины и оборудование, о чем пока нельзя сказать определенно.
Таким образом, мы считаем, что ни в промышленности, ни в инвестициях не сформировалось устойчивого тренда на восстановление. Мы опасаемся, что восстановление экономики не будет столь же линейным и быстрым, как это подразумевают официальные прогнозы. Гораздо более вероятен сценарий, при котором на горизонте полугода мы еще увидим небольшие "провалы", и переход к уверенном восходящему тренду по инвестициям и промышленности растянется на месяцы.
Читайте также
Наталия Жарикова
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкамЕсли раньше многие пользовались банковскими ячейками, то сейчас всё чаще интересуются онлайном
Сергей Кадакин
Как копить с помощью государства?Программа подходит для долгосрочных пенсионных накоплений, которые позволят обеспечить более высокий уровень жизни при выходе на пенсию
Лариса Безделева
Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателейПремиальное жильё не теряет свою ценность со временем
Лариса Безделева
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 разаСамыми востребованными в 2024 году остаются программы «Господдержка 2020», семейная и ИТ-ипотека
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеЦентральный банк России сохранил ключевую ставку, что не стало неожиданностью для рынка
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеСохранение ключевой ставки не стало сюрпризом для рынка
Станислав Дужинский, главный аналитик ПСБ
Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодняЭтим утром доллар США торговался около уровня 88 рублей
Евгений Локтюхов, эксперт ПСБ
Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному ростуПока сценарий дальнейшего движения индекса в направлении осенних максимумов на этой неделе остается наиболее вероятным
Дмитрий Грицкевич, аналитик ПСБ
Ожидаем сохранения доходностей среднесрочных и длинных ОФЗ вблизи 12% годовыхПо итогам прошедшей короткой рабочей недели кривая ОФЗ выросла на 15–45 б. п.
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеПовышение ключевой ставки не стало сюрпризом для банков