Вчера Правительство одобрило проект закона о бюджете на 2016 г. Напомним, что, учитывая текущую непростую экономическую ситуацию, Минфин временно вернулся к однолетней (а не трехлетней) практике проектировки бюджета.
Новый бюджет на 2016 г. рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть в 50 долл./барр. и курса 63,3 руб. за доллар. Согласно итоговым данным, опубликованным в СМИ, доходы бюджета в 2016 г. составят 13,58 трлн руб., что предполагает их рост на 2,5% в сравнении с 2015 г. Расходы бюджета согласно последней версии достигнут 15,94 трлн руб. В результате, прогнозируемый дефицит федерального бюджета в 2016 г. уложился в изначально запланированные рамки 3% ВВП, составляя 2,36 трлн руб. Покрытие дефицита, как и в 2015 г., в 2016 г. в основном будет осуществляться за счет Резервного фонда. На это Минфин отводит до 2,14 трлн руб. с дополнительной опцией использования сверх еще 500 млрд руб. из фонда в случае необходимости (например, неожиданно сильного падения цен на нефть – наше прим.). По итогам 2016 г. в Резервном фонде должно остаться 1,25 тлрн руб. Второй источник – нетто-размещение госбумаг, которое по проекту ведомства должно составить 500 млрд руб.: складывается из гросс размещения 1202 млрд руб. за вычетом погашения 702 млрд руб. и с учетом зарезервированных 200 млрд руб. для обмена неликвидных ОФЗ. Потенциальный лимит внешних заимствований Минфин снизил до 3 млрд долл. (против 7 млрд долл. в последние годы), ориентируясь на возможности на азиатских рынках.
Доходы от приватизации ведомство закладывает на уровне 33,2 млрд руб. По нашему мнению, в базовом сценарии в действительности главным источником финансирования дефицита станут средства Резервного фонда, в то время как, план по внутренним заимствованиям едва ли реализуется в полном объеме, поскольку Минфин не будет стремиться разместить весь объем любой ценой, но соизмеримо рыночному спросу. Очевидно, что план по размещению суверенных евробондов – это некий лимит, который реализуется только в случае благоприятной конъюнктуры на внешних рынках. Несмотря на небольшой номинальный рост федеральных расходов, если учитывать инфляцию, Минфину удалось добиться их сокращения в реальном выражении почти на 3%, что можно назвать достаточно успешным с точки зрения среднесрочных целей по фискальной консолидации. Совокупные расходы бюджетной системы в реальном выражении сокращаются и того больше – на 5,1%. Наиболее важной информацией является то, что Минфин добился и других фискальных ужесточений: пенсии будут проиндексированы не на уровень инфляции, а всего на 4%, хотя остается возможность их дополнительной индексации во второй половине 2016 г. до уровня инфляции по результатам состояния бюджета и экономической ситуации в первом полугодии 2016 г.
Даже если дополнительная индексация реализуется, очевидно, что это гораздо меньшая нагрузка на бюджет и инфляцию, чем в сценарии разовой индексации на уровне инфляции. Кроме того, ведомство приняло решение об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам, но с сохранением ее фиксированной части, а также о продолжении заморозки индексации зарплат федеральных госслужащих, судей, прокуроров, военнослужащих и приравненных к ним. Также были предприняты меры по изысканию дополнительных доходов от оптимизации налогового режима для нефтегазовой отрасли, продлен мораторий по пенсионным накоплениям.
Мы отмечаем, что сокращение расходов бюджета произошло не столько за счет второстепенных экономических расходов, как предполагалось экспертным сообществом, а в основном в результате оптимизации оборонных расходов (преимущественно скрытой их части). Согласно предварительным данным, расходы на национальную экономику вырастут в реальном выражении. Поэтому даже в отсутствие более детальных данных, которые появятся несколько позже, можно говорить о том, что решение по сокращению расходов получилось более сбалансированным, чем можно было предполагать, а опасения относительно избыточного сокращения инвестиционных расходов – несколько завышенными.
Читайте также
Наталия Жарикова
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкамЕсли раньше многие пользовались банковскими ячейками, то сейчас всё чаще интересуются онлайном
Сергей Кадакин
Как копить с помощью государства?Программа подходит для долгосрочных пенсионных накоплений, которые позволят обеспечить более высокий уровень жизни при выходе на пенсию
Лариса Безделева
Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателейПремиальное жильё не теряет свою ценность со временем
Лариса Безделева
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 разаСамыми востребованными в 2024 году остаются программы «Господдержка 2020», семейная и ИТ-ипотека
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеЦентральный банк России сохранил ключевую ставку, что не стало неожиданностью для рынка
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеСохранение ключевой ставки не стало сюрпризом для рынка
Станислав Дужинский, главный аналитик ПСБ
Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодняЭтим утром доллар США торговался около уровня 88 рублей
Евгений Локтюхов, эксперт ПСБ
Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному ростуПока сценарий дальнейшего движения индекса в направлении осенних максимумов на этой неделе остается наиболее вероятным
Дмитрий Грицкевич, аналитик ПСБ
Ожидаем сохранения доходностей среднесрочных и длинных ОФЗ вблизи 12% годовыхПо итогам прошедшей короткой рабочей недели кривая ОФЗ выросла на 15–45 б. п.
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеПовышение ключевой ставки не стало сюрпризом для банков