Дефицит федерального бюджета в 2015 г. может составить около 3,7% ВВП. Вчера Минфин провел телеконференцию, посвященную вопросам бюджетной и долговой политики. Согласно последним поправкам, дефицит федерального бюджета в 2015 г. составит 3,7% ВВП, т.е. около 2,7 трлн руб. Такой сценарий рассчитан исходя из ожидания падения ВВП на 3% в 2015 г., среднегодовой цены на нефть в 50 долл./барр. и курса рубля к доллару в 61,5 руб.
Нетто-заимствования на внутреннем рынке пойдут на компенсацию погашений евробондов, что предполагает отрицательное итоговое сальдо заимствований.
При этом в 2015 г. планируется разместить на внутреннем рынке 1 трлн руб. За вычетом 200 млрд руб., которые отведены на замещение неликвидных старых выпусков, общий объем размещения, таким образом, прогнозируется на уровне 800 млрд руб. (в т.ч. ~ 10% от этого плана уже размещено на текущий момент). С учетом приходящихся на этот год погашений ОФЗ (~400 млрд руб.) и ГСО (200 млрд руб.), такой план предполагает, по нашим оценкам, ~200 млрд руб. чистых заимствований на внутреннем рынке. В то же время внешних заимствований Минфин в этом году не планирует, тогда как погасить необходимо будет ~200 млрд руб. евробондов. Как следствие, рублевые заимствования полностью пойдут на компенсацию погашения евробондов. Между тем, в пояснительной записке к текущей версии бюджета допускается даже отрицательный нетто-итог всех госразмещений в 2015 г., то есть превышение погашений над заимствованиями (-61 млрд руб.). Такой подход к долговой политике, на наш взгляд, соответствует текущему непростому состоянию бюджета: федеральный дефицит растет на фоне связанного с рецессией в экономике снижения доходов, внешние рынки закрыты, и активность на долговом рынке существенно снизилась.
Как следствие, дефицит будет финансироваться за счет трат из Резервного фонда (~3 трлн руб.).
Исходя из этого, дефицит бюджета планируется закрывать за счет использования средств Резервного фонда (на начало 2015 г. он составил 4,95 трлн руб. + зачисление 400 млрд руб. нефтегазовых допдоходов по итогам 2014 г.). На эти цели Минфин планирует использовать до 3,07 трлн руб. из Резервного фонда (соответствующую заявку ведомство направит в Правительство). Данная сумма планируется сверх уже выделенных из фонда 500 млрд руб. на "замещение госзаимствований и выпадающих ненефтегазовых доходов", которые фактически необходимы для финансирования намеченной индексации пенсий и выполнения соцобязательств (переведены на счета Казначейства, временно размещаются на депозитах банков).
Тем не менее, по итогам 2015 г. объем фондов останется приемлемым ввиду подросших фондов в рублевом эквиваленте.
Столь существенные траты из Резервного фонда в целом обоснованы, учитывая, что госфонд создан для абсорбирования внешних шоков, а сейчас потери бюджета обусловлены в основном независящими от внутреннего состояния экономики причинами. Кроме того, принимая такую стратегию, очевидно, что Минфин рассчитывает на постепенное восстановление рыночной ситуации уже в среднесрочной перспективе. По итогам 2015 г., даже с учетом таких трат, в Резервном фонде должно остаться ~2,6 трлн руб., в ФНБ – ~3,58 трлн руб. (с учетом инвестиций), что является приемлемым уровнем. Безусловно, ограничить их исчерпание удается благодаря сильному росту госфондов в рублевом эквиваленте вследствие серьезной девальвации рубля в 2014 г.
Главный риск для текущего сценария – недооцененность снижения ненефтегазовых доходов. В случае роста дефицита сверх запланированного уровня ожидаем компенсации за счет Резервного фонда, а не заимствований.
Главным риском для текущего сценария является потенциальная недооцененность снижения ненефтегазовых доходов (связанного с падением экономики) по сравнению с предыдущим сценарием. В текущей версии бюджета предполагается, что ненефтегазовые доходы сократятся относительно 2014 г. только на 3% (или на 200 млрд руб.), что видится нам достаточно оптимистичным.
Мы прогнозируем, что даже в случае роста дефицита федерального бюджета в сравнении с текущим планом (например, из-за более сильного снижения цены на нефть либо более существенных выпадающих ненефтегазовых доходов) едва ли Минфин пойдет на дополнительное сокращение расходов в 2015 г., а, скорее всего, будет компенсировать его за счет средств Резервного фонда. Такая направленность бюджетной политики, на наш взгляд, предполагает наименьшее давление на долговой рынок (Минфин будет размещать бумаги в тех объемах, на которые найдет спрос по приемлемым для ведомства ставкам).
Читайте также
Наталия Жарикова
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкамЕсли раньше многие пользовались банковскими ячейками, то сейчас всё чаще интересуются онлайном
Сергей Кадакин
Как копить с помощью государства?Программа подходит для долгосрочных пенсионных накоплений, которые позволят обеспечить более высокий уровень жизни при выходе на пенсию
Лариса Безделева
Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателейПремиальное жильё не теряет свою ценность со временем
Лариса Безделева
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 разаСамыми востребованными в 2024 году остаются программы «Господдержка 2020», семейная и ИТ-ипотека
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеЦентральный банк России сохранил ключевую ставку, что не стало неожиданностью для рынка
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеСохранение ключевой ставки не стало сюрпризом для рынка
Станислав Дужинский, главный аналитик ПСБ
Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодняЭтим утром доллар США торговался около уровня 88 рублей
Евгений Локтюхов, эксперт ПСБ
Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному ростуПока сценарий дальнейшего движения индекса в направлении осенних максимумов на этой неделе остается наиболее вероятным
Дмитрий Грицкевич, аналитик ПСБ
Ожидаем сохранения доходностей среднесрочных и длинных ОФЗ вблизи 12% годовыхПо итогам прошедшей короткой рабочей недели кривая ОФЗ выросла на 15–45 б. п.
Игорь Алутин, упр. директор проекта Финуслуги
Комментарий по ключевой ставкеПовышение ключевой ставки не стало сюрпризом для банков