Промсвязьбанк: не сбавляйте обороты!
Спад сменяется стагнацией, стагнация обещает рост. Мы на пороге нового экономического цикла? Для тех, кто с помощью факторинга успешно закончил борьбу с кризисом, экономический рост уже наступил.
Виктор Носов в 1987 году окончил Ленинградский электротехнический институт связи, в 1999 году получил экономическое образование по специальности "финансы и кредит".
Мы в департаменте факторинговых операций Промсвязьбанка провели жаркое лето под девизом "Не сбавляйте обороты!". Некоторые наши клиенты все лето ждали снижения кредитных ставок и тарифов по факторингу, искусственно ограничивая объемы реализации продукции в розницу. Эту тенденцию отразила статистика потребительского спроса и оборота розничной торговли (по данным Минэкономразвития РФ, в июне снижение на 6, 5%, в июле — на 8, 2%, в августе — на 8, 4% в годовом выражении). Другие наши клиенты, напротив, наращивали объемы производства и реализации продукции, используя факторинг для увеличения своей рыночной доли. Эта (без сомнения, самая ценная) группа наших клиентов руководствовалась простой логикой -розничные сети перестали расти, значит, конкуренция за место на полке неизбежно повысится. Как только закончится кризис, ритейлер выберет тех поставщиков, с которыми прошел огонь и воду. Тех, кто не давал пустовать полкам в супермаркетах, несмотря на отсрочку платежа в два-три месяца. А тем, кто придет следом, почуяв наступление новых "тучных" лет, придется надолго забыть о прибыли в борьбе за место на полке.
Решающий опыт
Выбор между тактическим преимуществом и качеством стратегического партнерства — один из наиболее сложных для Генерального Директора. Наш опыт показывает, что компромиссов и золотой середины здесь не существует и выбирать надо стратегию, партнерство и качество.
Когда несколько лет назад на рынке факторинга велись ценовые войны и борьба за объемные показатели портфелей, мы в Промсвязьбанке сделали именно такой выбор. В конце прошлого года этот выбор определил наше лидерство на рынке. Случалось, что клиенты уходили, получив с рынка предложения заманчиво дешевых тарифов. И через несколько месяцев возвращались — за качеством. А в ряде случаев и за прозрачными процентными ставками, которые по пути от стола переговоров до реального финансирования обрастали дополнительными условиями, штрафами и комиссиями.
Опыт позволил нам, оставаясь "в рынке", не метаться между маркетингом, инновациями и инвестициями, а поступательно реализовывать стратегию. В ее основе — команда, технологии, качество, справедливая цена и индивидуальный подход к клиенту. Качество обеспечивает опыт нашей команды. Технологии обеспечивают единые стандарты продукта во всей филиальной сети (на сегодняшний день это 48 регионов России). Справедливая цена обеспечивает адекватную оценку рисков, устойчивость и надежность в отношениях с клиентами. Индивидуальный подход диктует честность (например, отсутствие скрытых комиссий, ограничений по объемам финансирования и числу дебиторов) и прозрачность клиентских отношений даже в период наиболее агрессивных продаж.
Чувство цены и чувство времени
Часть наших клиентов за лето увеличила свою долю на рынке, приспособилась к работе с сетями в меняющихся условиях, другая — сбавила обороты, двигаясь вместе с трендом. Это психология. С началом сезона деловой активности первая часть клиентов запросила увеличения лимитов в связи с ростом оборотов, другая часть сообщила об увеличении периода отсрочки платежей. Это уже экономика.
Факторинг становится все более важным слагаемым конкурентоспособности производителей и дистрибьюторов. Для большинства из них кредиты
Поставки продукции в розничную сеть требуют жестких ограничений нормы прибыли, поэтому еще одним слагаемым конкурентоспособности становится товарный оборот, объем реализации. Факторинг позволяет увеличивать и товарный, и финансовый оборот, обеспечивая компанию комфортным объемом свободных оборотных средств, и без "раскачки" увеличивать поставки в розницу — чем выше спрос на продукцию, тем больший объем факторингового финансирования получит поставщик. Что же до ожидаемого снижения ставок по факторингу, то этот процесс уже начался. Мы в Промсвязьбанке одними из первых на рынке ввели дифференциацию тарифов, позволяющую нам сохранять высокое качество сервиса, а нашим клиентам — использовать все экономические преимущества факторинга.
Источник: журнал "Генеральный директор", октябрь 2009