Виктор Носов, Промсвязьбанк: "Факторинг — это шанс для тысяч торговых компаний"

Впервые о факторинге, как об инструменте финансовой поддержки российских предприятий, мы узнали из плана антикризисных мер Правительства РФ, опубликованного в ноябре 2008 года. В апреле 2009 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, отменяющий обязательное лицензирование факторинговой деятельности. Тогда же стало понятно, что на российском рынке факторинга появился новый лидер — Промсвязьбанк, чье оборот по факторингу в прошлом году превысил 143 млрд рублей. "РТ" беседует с директором департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктором Носовым о перспективах факторинга в торговой деятельности.

— Виктор Александрович, судя по Вашим высказываниям в СМИ, в нынешнем году лидер рынка задался целью продвижения факторинга в торговле. В чем причина такого внимания к отрасли?
— Факторинг исторически тесно связан с торговлей. Первая в мире факторинговая организация, House of Factors, созданная в Великобритании три века назад, финансировала торговцев сукном, поставлявших свои товары с отсрочкой платежа. Сегодня в России на долю торговли приходится до 80% оборота по факторингу. В Германии, например, факторинг вообще считается не кредитной сделкой, а торговой.

— А у нас?
— В России факторинг не имеет самостоятельного законодательного определения, поэтому услуга предоставляется на основе главы 43 части второй ГК РФ — "Финансирование под уступку денежного требования".

— А как же формулировка антикризисной программы "целевое кредитование под расчеты за поставленную продукцию"? Выходит, она неверна?
— Она неточна. Факторинг — это комплексная услуга, в которую, помимо финансирования под уступку денежного требования, входит еще и управление дебиторской задолженностью, и информационно-аналитическое обеспечение, и консалтинг.

— Зачем торговле нужен факторинг?
— Чтобы развиваться даже в кризис, не сбавлять обороты. Сегодня все больше поставок в розницу идет с отсрочкой платежа, которая достигает 90 дней. В таких условиях без факторинга поставщик запросто получит кассовый разрыв и угрозу банкротства, а с факторингом инкассирует до 90% выручки в течение 3 дней и увеличит поставки. Для тысяч торговых компаний факторинг — это шанс остаться в бизнесе.

— Так ли все просто?
— Просто не все. На продукцию компании, использующей факторинг, должен быть спрос, она должна быть дешевой, качественной и необходимой людям, как хлеб, чай или нижнее белье.

— Вы читали проект закона о торговле? В нем впервые предложено законодательно ввести максимальную отсрочку платежа на продукты питания. Означает ли это, что факторинг поставщикам скоропортящихся продуктов будет не нужен?
— Проект закона мы читали, правили на ранних стадиях, и сам факт появления в нем пунктов о максимальной отсрочке считаем позитивным сигналом для поставщиков продуктов питания. Но, во-первых, в торговые сети поставляются не только продукты питания, есть целый сегмент non-food с триллионными годовыми оборотами. Во-вторых, строгость законов в России часто компенсируется необязательностью их исполнения. Летом мы провели опрос финансовых аналитиков потребительского сектора, большинство из них уверены, что торговые сети найдут способ не платить в течение 10 дней, указанных в проекте закона о торговле.

— Говорят, что торговые сети вообще настороженно относятся к факторингу. С чем это связано?
— С тем, что мы финансируем их поставщиков, а взамен требуем, чтобы поставки оплачивались аккуратно и в срок. Мы для розницы — дисциплинирующий фактор, нас ретро-бонусом не напугаешь, для нас прозрачность торговли — один из ключевых приоритетов развития факторингового бизнеса.

— Об этом будет ваш доклад на Агропромышленном форуме World Food—2009?
— В том числе об этом. А также о том, что без факторинга многие поставщики не пережили бы кризис. Когда сети в прошлом году приостановили платежи и увеличили отсрочки, им казалось, что они повышают свой финансовый результат. Когда по весне в сетях начали пустеть полки, стало понятно, что бороться нужно за покупателя, чем за проценты прибыли. А борьба за покупателя — это правильный выбор правильных поставщиков. И факторинг — действенный инструменты их поддержки. Наш диалог с торговыми сетями начался не так давно, но в нем уже наметились определенные подвижки и понимание того, что розница и факторинг очень тесно взаимосвязаны.

— Можете назвать долю факторинга в оборотах розницы?
— Она чуть больше 4% по итогам прошлого года, если опираться на данные Минэкономики. Если брать только организованные продажи, то есть торговые сети, доля факторинга составит 14%.

— Это много в сравнении с мировой практикой?
— Это ничтожно мало, в странах ЕС доля факторинга в розничной торговле достигает 40%. Например, в Испании в прошлом году было 20%.

______________________________
Российская торговля, 22 сентября 2009
______________________________
Источник: Пресс-служба ОАО "Промсвязьбанк"