Промсвязьбанк: поддержать поставщика рублем
Розничная торговля долго боролась за доступ к дешевым и длинным деньгам, определяющим жизнеспособность стратегий развития бизнеса. "Кредитный рычаг" для торговых сетей просуществовал чуть более двух лет, пока весной прошлого года не "закрылся" рынок облигаций, а осенью — кредитный рынок. Собственники бизнеса признаются: получить внешнее финансирование в текущей ситуации возможно либо продав долю в бизнесе стратегическому инвестору, либо заложив ее банку-кредитору. Для большинства ритейлеров и их поставщиков разговор с банками начинается со слова "реструктуризация".
На этом не самом позитивном фоне "Промсвязьбанк" решился провести массированную экспансию в ритейл в качестве финансового агента, предлагающего краткосрочное беззалоговое финансирование поставок с отсроченным платежом, получившее известность как "факторинг". О стратегии банка на рынке ритейла в интервью журналу "Точка продаж" рассказал директор департамента факторинговых операций "Промсвязьбанка" Виктор Носов.
— Зачем торговым сетям факторинг? Насколько он им необходим сейчас?
Изначально факторинг мы предлагали поставщикам торговых сетей.
Для них отсрочка платежа в один-два месяца могла обернуться кассовым разрывом. С факторингом они получали до 90 % суммы поставки в течение одного-трех рабочих дней и могли закупать новую партию товара для поставки в сети.
Да и сами сети росли очень активно, "нагружая" поставщиков требованиями к объемам поставок в новые торговые точки. Это касалось не только продуктовой розницы, но и non-food сегмента, бытовой техники, DIY.
Сегодня факторинг становится актуальным для розничных сетей, которые используют этот финансовый инструмент в комплексе взаимоотношений с ключевыми поставщиками. Причем не только для установления и сохранения более длительных отсрочек, но и для прямой поддержки поставщиков, испытывающих финансовые трудности.
Факторинг — услуга достаточно новая, в чем ее преимущества перед кредитом?
Короткие деньги без залога по приемлемым ставкам. Это ключевое преимущество для поставщиков и для ритейлеров, которые могут увеличить сроки кредитования со стороны поставщиков за счет увеличения отсрочек. До кризиса с факторингом конкурировали овердрафты и кредиты на пополнение оборотных средств. Сегодня они практически недоступны для поставщиков торговых сетей.
Несмотря на это, торговые сети не спешат использовать факторинг. Почему?
Потому что мы финансируем их поставщиков, а взамен требуем, чтобы поставки оплачивались аккуратно и в срок. Мы для ритейлеров не только помощники, но еще и дисциплинирующий фактор: ретробонусом нас не напугаешь, а прозрачность операций — один из ключевых приоритетов развития факторингового бизнеса. Тем не менее в России около 14 % оборота торговых сетей проходит через факторинговые счета, это около 4 % от всего розничного оборота в стране. Для сравнения: в странах ЕС доля факторинга в обороте розничной торговли достигает 20 % и более.
Отечественный рынок факторинга — какой он? Мы идем своим особенным путем или перенимаем
Российский факторинг достаточно молод, активные операции начались менее 10 лет назад, более или менее приличные объемы пришли лишь два-три года назад. По итогам 2008 г. доля факторинга в ВВП России составляет 1,45 %. Для рынка с десятилетним стажем это немало и в то же время в сравнении с мировыми показателями (до 13 %) — немного, так что потенциал для роста очевиден.
Наш рынок, безусловно, ориентировался на зарубежный опыт, в частности на британскую модель.
Но сама услуга достаточно гибкая, поэтому даже в рамках одной страны в течение десятилетия
Какие тенденции развития российского рынка факторинга первой половины 2009 г., по Вашему мнению, являлись основными?
Сокращение предложения на денежном рынке продолжилось, что привело к росту ставок. Выросли требования к потенциальным клиентам, участники рынка стали внимательнее оценивать риски финансирования, что привело к увеличению числа отказов в финансировании поставок в адрес дебиторов с недостаточной платежной дисциплиной либо испытывающих фундаментальные экономические трудности.
Ощущаются ли сезонные колебания спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов вашего банка и на рынке в целом? Чем Вы это объясняете?
Да, факторинговый бизнес — сезонный, как и торговля в целом. Мы в "Промсвязьбанке" ощущаем эти колебания вместе с рынком. Для факторинга традиционно ударным является четвертый квартал, на который приходится пик распродаж, большие расходы домохозяйств и корпоративных клиентов.
Каким Вы видите сегодняшнего клиента, меняется ли целевой сегмент клиентов с изменением ситуации на рынке? Благодаря каким основным сегментам происходит наращивание факторингового портфеля банка?
С учетом того, что рынок факторинга вошел в полосу стагнации, о росте говорить рано — по крайней мере до октября. Стабильность портфелей сегодня обеспечивают производители и поставщики продуктов питания и товаров повседневного спроса в низкой и средней ценовых категориях. Эти сегменты обеспечивают наибольшую скорость оборачиваемости товаров и инкассации выручки, за них потребители "голосуют ногами". Другим значимым источником объемов факторингового бизнеса является
Стали ли вы более строго подходить к оценке клиентов в период кризиса в связи с ухудшением финансового состояния компаний-клиентов? Ужесточаются ли требования к потенциальным клиентам?
Да, конечно. Мы все существуем в едином экономическом поле и обязаны учитывать риски контрагентов в текущей ситуации. У нас есть четкие критерии, по которым мы оцениваем поставщиков и дебиторов. И если по размеру ставки финансирования у нас подход индивидуальный, то по критерию платежной дисциплины, прозрачности и законности ведения бизнеса требования для всех клиентов одинаковые.
Есть ли
В столице ниже ставки по факторингу, выше платежная дисциплина дебиторов, бизнес контрагентов прозрачнее, обороты ритейла больше. В регионах ситуация различается в зависимости от конкретного рынка, региональной экономической модели —
Опишите цепочку, как потенциальному клиенту стать вашим активным клиентом? С того момента, как клиент предоставляет полный портфель документов, какое время нужно для принятия решения о сотрудничестве?
Первый шаг — заявка на факторинговое обслуживание, начало переговоров. Мы оцениваем поставщика, покупателей-дебиторов, с которыми он работает по договорам поставки, определяем риски его бизнес-модели, правовые аспекты и безопасность. На основе всестороннего анализа принимается решение об установлении лимитов финансирования, процент дисконта, максимальная величина отсрочки и тариф. Если предложенные нами условия устраивают поставщика, заключается договор факторингового обслуживания и начинается финансирование. Как правило, период от первого контакта до начала финансирования составляет от двух до четырех недель.
Ваши рекомендации будущему потребителю факторинговых услуг: на какие ключевые критерии следует обратить внимание, прежде чем прийти к решению о сотрудничестве?
Факторинг должен быть применим к торговым операциям потенциального клиента. Мы принимаем на факторинговое обслуживание компании, которые производят или являются дистрибьюторами товаров, пользующихся устойчивым спросом даже в условиях кризиса.
Поставки должны осуществляться по безналичному расчету на условиях отсрочки платежа в адрес нескольких покупателей-дебиторов, т. е. юридических лиц. Это могут быть как торговые сети, так и оптовое звено. Минимальный среднемесячный оборот с одним дебитором не должен быть ниже 3 млн рублей. Хотя в ряде случаев, например, когда речь идет о малом бизнесе в регионах, критерий оборота смягчается.
Факторинг должен быть экономически выгоден поставщику.
Крупные производители, с которыми сети работают напрямую в больших объемах, в факторинге, как правило, не нуждаются, им есть чем заинтересовать сети помимо отсрочки платежа. Для всех остальных поставщиков факторинг может стать "входным билетом" в сети, поможет конкурировать при помощи отсрочек, наращивать обороты.
Какова стоимость факторинга для поставщиков?
На сегодня ставки по факторингу для столичных компаний варьируются в пределах
При этом есть поставщики, которые финансируются по ставкам ниже 20 %. Эти компании, как правило, осуществляют регулярные отгрузки больших объемов продукции в несколько федеральных и региональных сетей.
Источник: журнал "Точка продаж" сентября 2009