Банк как зеркало российской экономики
По итогам работы в первом полугодии, Промсвязьбанк показал чистую прибыль по РСБУ в 1,4 миллиарда рублей.
Счета и депозиты юридических лиц составили 191,2 миллиарда рублей, средства физических лиц с начала года выросли на 38,7% до 66 миллиардов рублей.
На 1 июля 2009 года капитал банка составил 44,3 миллиарда рублей, активы — 408,4 миллиарда рублей.
Научил ли кризис быть реалистами во взаимоотношениях с кредиторами, есть ли "черный рейтинг" регионов, какие предприятия могут рассчитывать на помощь банкиров? Об этом беседа со старшим вице-президентом, руководителем блока "Сеть продаж" ОАО "Промсвязьбанк" Константином Басмановым.
— Прокомментируйте, пожалуйста, итоги работы банка в первом полугодии: какие стратегические и тактические решения позволили завершить его с прибылью?
— В корпоративном направлении существенен возросший объем факторинговых операций: за полгода было заключено около 250 договоров факторинга, из них около
Мы отмечаем позитивные изменения по числу клиентов — юридических лиц: предприятия и предприниматели попытались адаптироваться к новым экономическим условиям, они переосмысляют свои потребности в кредитах, возможности качественно их обслуживать. А банк, соответственно, переосмысляет свои продукты и условия. Сегодня у нас активно обсуждается снижение ставок по кредитам для юридических лиц — решение может быть принято еще до конца лета. И до конца года банк намерен активно увеличивать кредитный портфель. Заметно, что начал оживать рынок торгового финансирования — востребованы торговые операции, аккредитивы и гарантии, с начала года они выросли почти на 80%.
В рознице мы фиксируем увеличение комиссионных доходов по зарплатным проектам, переводам и платежам, аренде сейфовых ячеек. Это стало возможным, в том числе потому, что мы внедрили новые продукты и услуги держателям банковских карт, пользователям интернет-банкинга. А по депозитной базе в первом полугодии Промсвязьбанк даже рос быстрее рынка — возьмем, например, майские цифры: прирост вкладов по всей системе составил 0,3%, а у нас 2%. Возвращается вера в рубль, население диверсифицировало свои сбережения и сейчас отдает предпочтение рублевым вкладам.
— Как отразились кризисные явления в экономике на планах банка по расширению присутствия в регионах России? Планирует ли банк закрывать или перепрофилировать точки в тех регионах, где экономическая обстановка наиболее значительно ухудшилась?
— В условиях кризиса планы по развитию сети, которые были на начало 2008 года, мы, естественно, пересмотрели. Но сказалось это в том, что банк не стал слишком активно развивать сеть допофисов. При этом мы завершили те проекты, которые были в высокой стадии готовности — порядка 15 точек продаж, и вышли в три новых региона: открыли филиалы в Твери, Мурманске и Липецке. Есть проекты, которые банк законсервировал. В целом, если не брать ситуацию с моногородами, проблемы во всех регионах России похожи. "Черного рейтинга" регионов мы не составляли и не видим в этом необходимости. А с точки зрения приоритетов можно назвать те регионы, на которые мы делаем акцент в нашем бизнес-плане. Это в частности Екатеринбург, Челябинск, Самара, Тюмень. До конца года, полагаю, примем решение об открытии нашего филиала в Казани, планы же на будущий год сможем озвучить не ранее четвертого квартала. Безусловно, белые пятна на нашей карте есть, и есть, о чем думать.
— Промсвязьбанк участвовал в санации ряда кредитных организаций. Планируете ли осуществлять дальнейшее расширение присутствия в регионах за счет поглощений? И как происходит процесс интеграции региональных банков в банковскую группу Промсвязьбанка?
— Новых интересных предложений в этом направлении пока у банка нет, поэтому никаких действий по расширению банковской группы Промсвязьбанка мы сейчас не предпринимаем. Могут ли они появиться в ближайшем будущем, прогнозировать не берусь. Процесс интеграции Волгопромбанка, Ярсоцбанка и городского банка "Нижний Новгород" проходит штатно. Для всего процесса 2009 год очень важный, поскольку именно сейчас происходит перевод
— В чем заключается главный итог работы дочерних банков в первом полугодии? Что в целом дало вхождение в группу региону, клиентам, самому Промсвязьбанку? Как изменилась продуктовая линейка дочерних банков?
— Главное — выход Волгопромбанка и Ярсоцбанка на "плюсовой" финансовый результат. Преодолены кризисные явления, которые были на момент вхождения их в банковскую группу. Увеличилась клиентская база как по физическим, так и по юридическим лицам. Поэтому первые бизнес-результаты мы оцениваем весьма положительно как для группы, так и для конкретных регионов.
Например, на ярославском рынке мы теперь играем более активную роль, чем тогда, когда Ярсоцбанк и филиал Промсвязьбанка работали по отдельности. И доля рынка сейчас больше. Да и мера ответственности тоже. У нас есть в регионе две благотворительных программы — в дочернем банке и в филиале. И мы приняли принципиальное решение ни одну из них не сворачивать, стали более активно сотрудничать с региональными властями в подготовке мероприятий
В Нижнем Новгороде банк стал генеральными спонсорами городского футбольного клуба и постоянно следит за его успехами. Сейчас в регионе большая радость, так как клуб вышел в 1/8 Кубка России. 5 августа у них состоится матч с "Зенитом" из Санкт-Петербурга, что является, безусловно, большим спортивным событием и для Нижнего Новгорода, и для Кубка России, который проходит очень неординарно. Что же касается бизнеса, то в процессе интеграции наше присутствие существенно увеличилось в Нижегородской области, где у ГБ "Нижний Новгород" было много точек продаж и куда мы со стороны Промсвязьбанка привносим технологии и продукты крупного федерального банка: новые вклады, продукты для малого и среднего бизнеса, банковские карты международных платежных систем.
— Сейчас много говорится о том, что банки недостаточно поддерживают реальный сектор экономики кредитными ресурсами, насколько это соответствует действительности? С какими трудностями сталкиваются сейчас сами банки при кредитовании?
— Банки — это посредники, которые работают на рынке привлечения и размещения денег. Поэтому те их них, которые не выдают кредиты, не имеют возможности зарабатывать — а, следовательно, у них нет возможности и выплачивать проценты своим вкладчикам. Поэтому любому банку выгодно выдавать кредиты, поддерживать реальный сектор экономики. Проблема конкретно "кризисная" связана с тем, что заемщики поделились на две категории. Одни сумели скорректировать свой бизнес в соответствии с новыми реалиями и достаточно устойчиво себя чувствуют, ищут новые возможности для развития. Правда, такие потенциальные заемщики пока занимают выжидательную позицию и не готовы активно привлекать кредитные средства банков. А другие просто выживают, пытаясь преодолеть проблемы с рефинансированием огромной долговой нагрузкой. Данная категория предприятий, которые рады бы занять у банков средства на любой срок и по любой ставке, — это слишком рискованные клиенты. С нуля брать заведомо плохого заемщика безответственно по отношению и к нашим вкладчикам.
В большей степени инициатива по реструктуризации задолженности юридических лиц исходит от банка. Для наших клиентов, которые испытывают временные трудности, мы предлагаем удобные графики погашения, чтобы достичь снижения кредитной нагрузки. В целом, клиенты реагируют позитивно, видя в этом взаимный интерес. Думаю, что в сегодняшних условиях это типичная практика, она не является
— Промсвязьбанку уже многое удалось в работе с малым и средним бизнесом. Какие планы тут?
— Этим летом в банке было принято решение создать единый блок "Малый, средний и розничный бизнес". Изначально, пока шло развитие этого направления (с осени
— Озвучьте, пожалуйста, как будет развиваться розничная продуктовая линейка банка до Нового года?
— В этом году для проверки существующего кредитного процесса в рознице, выявления наших слабых мест мы привлекли компанию с мировым именем и высокой компетенцией в данной сфере — Experian. К концу августа будут готовы результаты исследования, мы получим рекомендации, в соответствии с которыми станет внедряться более совершенный кредитный процесс. Это позволит сэкономить на резервах, предотвратить рост просроченной задолженности, исключить выдачи ненадежным клиентам, а в итоге — создать более качественный розничный кредитный портфель. Считаем, что в розничном направлении определенным локомотивом для банка будет "Доходная карта". С октября намерены вернуть в активную линейку нецелевой кредит с новыми условиями: сначала начнем обкатывать его в Москве и ряде пилотных филиалов, планируем до конца года выдать порядка 3 миллиардов рублей. В четвертом квартале вернемся к более широкой эмиссии кредитных карт участникам наших зарплатных проектов. Также хотим запустить несколько новых кобрендовых проектов — в том числе социальной направленности — и поднять на более высокий уровень действующие кобренды с "Мультинекс" и "Трансаэро".
— Как Вы оцениваете рост объемов просроченной задолженности физических лиц? Какие способы "выживания" в сложных условиях рекомендуете заемщикам?
— Во втором квартале мы отметили тенденцию по сокращению темпов роста просрочки физлиц по сравнению с началом года. А вообще я могу только присоединиться к рекомендациям, которые звучали и со стороны правительства, и от многочисленных экспертов. Сокращайте свои траты соразмерно доходам и не старайтесь спрятаться от кредитора, сами идите с ним на активный контакт! Если заемщик говорит: "Я понимаю свои возможности, они вот такие, прошу реструктурировать мой кредит", — есть огромная доля вероятности, что банк на это согласится.
— На Ваш взгляд, научил ли кризис людей быть реалистами во взаимоотношениях с банками? И вернется ли в Россию потребительский кредитный бум?
— Как Промсвязьбанк работает со своими постоянными клиентами, готов ли он делать им
— Несмотря на все кризисы, мы действительно делаем такие преференции и с точки зрения оценки кредитного риска, и по цене продукта. Программа кредитования действующих заемщиков с хорошей кредитной историей у нас никогда не останавливалась — и надеемся, что она в дальнейшем будет только набирать обороты.
— Насколько выросли требования, предъявляемые к потенциальным заемщикам? Кого в принципе банк видит сегодня своим идеальным клиентом?
— Очень правильный вопрос. Требования, безусловно, стали жестче. И главная цель этого ужесточения — необходимость отделить тех, кто адаптировались к новым условиям, наладили свои финансы и живут с текущим долгом и текущим доходом комфортно, и тех, кто испытывает трудности. Теперь банк старается эти два типа клиентов идентифицировать максимально точно. А вот кого в принципе видим сегодня своим идеальным клиентом — актуальнейший вопрос для Промсвязьбанка, и мы намерены его решить уже в ближайшие недели. Пока у нас есть масса гипотез про отрасли, финансовые показатели и так далее, но это не является портретом нашего клиента. И в третьем квартале хотим срастить наши гипотезы с реальностью, чтобы увидеть высокие темпы роста кредитного портфеля.
— Недавно Вы были участником
— Один из самых острых вопросов, которые там обсуждались, вы мне тоже задали: о кредитовании реального сектора. Участники дискуссии еще раз отметили, что в большей степени негативные аспекты во многом спровоцированы стоимостью денег для реального сектора, которая носит практически запретительный характер. Но примечательно, что на конференции звучали и оптимистичные нотки: ситуацию в банковском секторе удалось удержать под контролем, диалог с властью находится на более высоком уровне, чем
— Полугодие было непростым, но Промсвязьбанк все-таки вышел из него с прибылью в размере 1,4 миллиарда рублей...
— Это очень значимо, что по РСБУ за шесть месяцев финансовый результат положительный, а второй квартал позволил компенсировать убытки первого квартала. По итогам года, банк также рассчитывает на прибыль. И пусть