Виктор Носов, Промсвязьбанк: "Те, кто нуждается в факторинговом финансировании, его получат"
— Быть первым всегда непросто, независимо от времени. Однако наша задача не маячить на вершине, а приносить прибыль банку, повышать эффективность операций и снижать риски. Если мы делаем свою работу хорошо и качественно, клиенты это оценят и помогут нам сохранить лидерство на рынке факторинга. В конечном итоге первое место — это и результат доверия наших клиентов к банку, к нашим принципам и технологиям работы.
Изменения, безусловно, произошли. Мы стали более тщательно анализировать передаваемых дебиторов, глубже изучать риски финансирования компаний в различных секторах экономики, ориентироваться на потребительский спрос, больше внимания уделять правовые нюансам...
— Консервативный подход к рискам оправдал себя. Происходят ли
За последние месяцы наша система риск-менеджмента прошла так называемую "тонкую настройку", эволюционировала, но кардинальных изменений не произошло.
— Претерпел ли портфель изменения за последние полгода?
Безусловно, он стал более качественным. Те усилия, которые прилагают наши аналитики, риск-менеджеры, не прошли даром. В нашем портфеле сегодня те компании, которые уверенно чувствуют себя в условиях кризиса, платежеспособны, уверены в своем бизнесе и в устойчивости спроса на поставляемую ими продукцию.
— Изменился ли спрос на услуги факторинга за последний год?
По нашим оценкам, спрос на факторинг существенно вырос за последние полгода. Если раньше предприниматели относились к факторингу как к некой экзотической альтернативе овердрафту или кредиту на пополнение оборотных средств, то в нынешних условиях для многих российских компаний факторинг — это единственный доступный источник краткосрочного беззалогового финансирования.
С марта текущего года количество клиентов Промсвязьбанка удвоилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Примерно стольким же компаниям мы рекомендовали развиваться за счет собственных средств или кредитоваться в доступном для них сегменте малого и среднего бизнеса, чтобы в дальнейшем, получив достаточные обороты, привлекать средства по факторингу на более выгодных условиях.
— Чего не хватает потенциальным клиентам: знания об услуге, белой бухгалтерии еще
Наши менеджеры ежедневно общаются с десятками руководителей и собственников компаний, которые впервые обращаются к факторингу для финансирования оборотного капитала. Каждая компания, каждый руководитель
— Каков портрет "хорошего" клиента на сегодня? Он изменился, каковы изменения и в чем причины?
Портрет хорошего клиента для нас не изменился с 2002 года. Хороший клиент — это большие обороты, платежеспособные, качественные дебиторы и высокий спрос на товары и услуги, реализуемые с расчетами через факторинговый счет.
Если говорить об отраслевой специфике, то она претерпела определенные изменения. Сегодня мы активнее работаем с производителями и дистрибуторами продуктов питания, товаров народного потребления в средней и низкой ценовых категориях, пользующихся спросом даже в условиях кризиса...
При этом мы активно финансируем клиентов, работающих с бытовой техникой, компьютерами и комплектующими, мебелью, сельскохозяйственным и промышленным сырьем для ряда отраслей...
Для нас, повторюсь, ключевое значение при открытии лимитов и принятии решения о финансировании имеют платежеспособность спроса и финансовая устойчивость контрагентов в сделке.
— Как вы расцениваете появления гос. игроков на рынке?
Пока мы не ощущаем существенного давления на рынок со стороны государственных игроков. Полагаю, государственным компаниям, оказывающим услуги факторинга, еще предстоит найти свою рыночную нишу, закрепиться в ней и показать результаты, заслуживающие доверия.
На мой взгляд, ниша их очевидна — это государственные поставщики и дебиторы, с которыми возможно строить работу, исходя из государственного же подхода к оценке рисков и перспектив. На практике это означает, что платежеспособность контрагента определяется исходя не из рыночных критериев или финансового состояния, а, скорее, из стратегических целей государства. А платежеспособность дебитора определяет административный ресурс, то есть решение — выделить государственные средства на погашение долга или нет.
Не уверен, что сегодня или завтра найдется система риск-менеджмента, способная учесть подобные нюансы при финансировании той или иной сделки. Для нашей бизнес-модели это сфера гипотетических допущений. Но, тем не менее, обороты финансирования факторов с государственным участием могут быть весьма значительными, и как только тот же "ВТБ-факторинг" сможет привлечь качественных клиентов и дебиторов, его показатели в рейтингах смогут впечатлить аналитиков рынка...
— Многие структуры просто исчезли, закрыли факторинговое направление или остановили финансирование — это хорошо для рынка или плохо?
В том, что вы описываете, видится минимум два положительных момента. Первый в том, что с рынка ушел чрезмерный риск, когда факторы в погоне за объемом портфеля готовы были принять на себя любой риск, рассчитывая на практически неограниченный доступ к рефинансированию. Сегодня все более или менее пришли к пониманию того, что размер портфеля и его качество — понятия не тождественные.
Второй момент — кризис показал, что рынку не нужно такое количество факторинговых компаний, которое сформировалось к середине прошлого года.
Факторинг существует несколько веков, суть услуги за это время изменилась несущественно. В разные годы в мире, в том числе в России, к ней просто "прикручивали" различные опции, чтобы повысить продажи...
Сегодня факторинг — это краткосрочное беззалоговое финансирование под уступку права денежного требования. Имеющихся опций достаточно, чтобы в офисах факторов стояли очереди из предпринимателей, для которых недоступны обычные кредиты и факторинг — это единственный реальный источник пополнения оборотных средств...
Очередей не много просто потому, что в финансовой системе страны недостаточно ликвидности, имеющей доступ на рынок. Банки, например, предпочитают накапливать ликвидность, и делятся ей с рынком не очень охотно и по достаточно высоким ставкам. Это нормально, потому что соотношение риск-доходность определяется не "средней температурой по больнице" на кредитном или долговом рынке, а каждой конкретной сделкой. Поэтому "Газпром" может привлечь 15 млрд рублей выпуском облигаций с доходностью в пределах 13% годовых, а большинство предприятий довольствуются кредитами под 23% годовых под залог дисконтированных наполовину основных средств.
Вывод прост — на рынке факторинга остались те игроки, чья стратегия и риск-менеджмент были направлены в будущее, которые не являлись заложниками сиюминутных операционных результатов. Соответственно, факторы, которые переживут кризис, станут сильнее, когда экономика, ВВП, товарооборот пойдут вверх. Уверен, что Промсвязьбанк будет в их числе. Мы как никогда активно работаем над этим.
— Иностранные игроки: ждете ли Вы их появление, Что они могут принести на рынок?
С иностранными игроками ситуация непростая. С одной стороны, масштабы их финансовых ресурсов сопоставимы с российскими бюджетными. С другой стороны, в большинстве своем это публичные компании, которые в условиях кризиса переживают не лучшие времена. Им в этой ситуации нужен очень яркий и решительный менеджер, который возьмет на себя ответственность за инвестиции в новый для компании рынок в то время, когда на традиционных рынках фактора конъюнктура не самая лучшая. Появится ли он — вопрос открытый. Пока на рынке факторинга своих "карлосов гонов" не было замечено.
Мы каждый год ждем экспансии иностранных факторов, но в нынешних условиях активность зарубежных игроков, очевидно, придется ждать еще два-три года.
— Каков ваш прогноз относительно рынка в целом по итогам 2009 года?
Думаю, наш опыт как лидеров рынка не показателен с точки зрения общих ожиданий, так как наши обороты стабильны и растут. Мы проводили совместно с вашим порталом опрос по итогам первого квартала, надеюсь, следующий опрос покажет улучшение ситуации для участников рынка...
Рост
Если финансовая система наполнится ликвидностью, динамика рынка факторинга может превзойти наши оценки. Если случится ожидаемая некоторыми аналитиками "вторая волна", рынок факторинга может показать отрицательный рост.
Как бы то ни было, на мой взгляд, те компании, которые нуждаются в факторинговом финансировании, в 2009 году его получат.
— Как обстоят дела с кадрами на рынке факторинга? Есть ощущение, что с уходом ряда игроков стало больше невостребованных профессионалов?
Мы объективно не испытываем кадрового голода. Уровень ротации кадров в подразделении, отвечающем за продажи, повысился. Это, возможно, и есть следствие кризиса — на место двух непрофессионалов лучше взять одного профессионала.
В то же время в нашем банке кадровая политика всегда отличалась значительной взвешенностью и консерватизмом, поэтому на открывающиеся вакансии мы стремимся приглашать сотрудников, имеющих опыт работы в Промсвязьбанке. Эти люди уже хорошо знают корпоративную культуру, миссию, ценности и принципы банка, поэтому им проще адаптироваться в нашем коллективе и продемонстрировать лучшие результаты.
— Почему Вы не вступаете в АФК (не приглашали, не видите смысла, другое)?
В настоящее время мы находимся в диалоге с АФК относительно перспектив участия в этой организации. Если АФК сможет удовлетворить тем требованиям, которые любая коммерческая организация предъявляет к профессиональному общественному объединению, мы вступим в нее. Если АФК не сможет абстрагироваться от наследия своих учредителей, мы предпочтем другую организацию, когда таковая появится в России.
На сегодняшний день Промсвязьбанк является полноправным членом международной ассоциации Factors Chain International, наше сотрудничество продолжается почти шесть лет, мы имеем представление о том, как должна строиться работа организации, объединяющей факторов, и, ориентируясь на это представление, ожидаем появления соответствующей структуры в России.
— Чего больше всего сегодня не хватает рынку?
Сегодня рынку не хватает денег. Доступных дешевых денег для финансирования реального сектора, для расшивки накопившихся неплатежей, для ускорения товарного и финансового оборота. В конечном итоге эти деньги будут добавлять свои процентные пункты к показателям роста ВВП. Понимания этого факта людьми, отвечающими за финансовую политику государства, тоже определенно не хватает.
Не хватает регулирования и регулятора, который взял бы на себя ответственность за кодификацию факторинга в российском законодательстве. Причем, не как теоретизированного явления, а как практической процедуры, свойственной не только кредитным организациям, но и небанковским структурам.
factorings.ru 7 июля 2009
Источник: Пресс-служба ОАО "Промсвязьбанк"
Сайт Банка