Факторинг: искусство с отсрочкой платежа

Ставка кредита в размере 25% годовых и более стала реальностью для предпринимателей Новосибирска. Особенно непросто производителям и оптовикам, работающим на условиях отсрочки платежа с розничной торговлей. В условиях падения потребительского спроса и удешевления ассортимента розницей, часть компаний столкнулась со снижением объемов реализации, а другая часть, напротив, нуждается в срочном наращивании оборотов. Первым негде взять средств для переориентации производства на более дешевую продукцию, вторым — на увеличение оборотных средств.

Факторинг — финансирование под уступку права денежного требования — позволяет решить проблемы производителей и оптовиков. Участие банка в сделке купли-продажи товара с отсрочкой платежа позволяет производителю и продавцу получить до 90 % выручки в течение трех дней с момента предоставления документов, подтверждающих отгрузку, не дожидаясь платежа долгие недели и месяцы.

Расплатиться с поставщиками

"Без факторинга мы бы выжили, но лишились бы оборотов, — рассказывает Егор Хрусталев, генеральных директор торгового дома „Росава“, эксклюзивного дистрибутора продукции одноименного шинного завода. — Денег на закупку сырья не было, возникла угроза сокращения производства и сбыта. Прогноз снижения производства в условиях кризиса достигал 60%. С таким спадом наше место на рынке занял бы другой производитель, ведь спрос на продукцию оставался стабильным.
Факторинг позволил нам направить денежные средства нашему ключевому поставщику сырья — компании „Газпром экспорт“. Получив сырье, завод сохранил минимум 1000 рабочих мест в тот период, когда по стране шли массовые сокращения. В итоге вместо прогнозируемых 120—130 тысяч „Росава“ выпустила 300 тысяч шин для легковых и грузовых автомобилей. И продолжает работать на рынке, постепенно расширяя свою долю по мере возникновения сложностей у конкурентов".

Изменить ассортимент

Стабильность спроса на продукцию компании — один из основных моментов, на которые обращает внимание банк, принимая решение о факторинговом финансировании. "Для нас факторинг — это в первую очередь „кредитный рычаг“, — рассказывает Альберт Рахматулин, финансовый директор группы компаний „Марина“, рыбоперерабатывающего производственно-торгового холдинга, поставляющего рыбу и морепродукты в крупнейшие торговые сети в более чем двадцати регионах России. — Мы всегда ориентировались на средний ценовой сегмент. В новых условиях, подстраиваясь под изменение потребительского спроса, с помощью факторинга мы повышаем долю продукции экономкласса".
"Отсутствие залога в обеспечении и эффективная стоимость факторингового финансирования, сопоставимая с процентной ставкой по обычному кредиту — ключевые преимущества, на которые я обращаю внимание как финансовый директор", — подчеркивает Альберт Рахматулин.

Расти на падающем рынке

Кризис — лучшее время для увеличения рыночной доли компании. Для этого больше всего подходит факторинг. С ростом объемов продаж растет и потребность в дополнительном финансировании. Факторинг предоставляет его оперативнее, чем другие финансовые инструменты.
Когда группе компаний Naturfoods, производящей орехи и сухофрукты, срочно понадобилось нарастить "оборотку" для расширения присутствия в федеральной торговой сети, использование факторинга стало одним из решающих факторов успеха: "Факторинг давал средства в необходимом объеме, как только в них появлялась необходимость: чем больше заказов мы получали, тем большим был моментальный возврат средств, — вспоминает директор по маркетингу Naturfoods Тимофей Садырин. — В результате объем продаж группы компаний Naturfoods по сетям вырос за первое полугодие на 5%, а концу 2008 года — на 40%".

Получайте деньги вовремя

Среди преимуществ факторинга отмечают сокращение кассовых разрывов, повышение финансовой устойчивости, возможность постоянного увеличения товарооборота и своевременного расчета с поставщиками.
"Если бы мы не получили финансирование по факторингу в сентябре-октябре 2008 года, мы бы не прошли IV квартал 2008 года и I квартал 2009 года без кассовых разрывов", — говорит Альберт Рахматулин из группы компаний "Марина".
Его компания, также как Naturfoods и "Росава" в 2008 году перешла на факторинг Промсвязьбанка. Как сообщили в банке, это было еще до кризиса. Как же быть тем, кто нуждается в факторинговом финансировании сегодня?
По словам Виктора Носова, директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка, наибольшие шансы получить факторинговое финансирование сегодня имеют производители и оптовики, работающие на рынках продуктов питания и товаров повседневного спроса среднего и низшего ценового сегмента.
"Компания может рассчитывать на факторинг, если поставки в адрес покупателя носят регулярный характер, осуществляются по „безналу“ и с отсрочкой платежа, — поясняет Виктор Носов. — Условия предоставления факторингового финансирования определяются индивидуально по итогам анализа контрагентов и истории поставок между ними".
_____________________________
Деловой квартал 24 июня 2009

Источник: Пресс-служба ОАО "Промсвязьбанк"
Сайт Банка