ПРОМСВЯЗЬБАНК: кому доверять в условиях кризиса неплатежей

До кризиса принято было считать, что развитая экономика опирается на средний класс, поскольку именно он является экономикообразующим, а его основа — малый и средний бизнес. Сейчас отношение ко многим общественным стандартам поменялось, и эта философия оказалась забытой. Выживет ли малый и средний бизнес в России в условиях, когда государство помогает не всем? С этим вопросом мы обратились к Елене Махота, Вице-президенту, Директору Департамента малого и среднего бизнеса ОАО "Промсвязьбанк".

КРИЗИС РАССТАВИЛ ПРИОРИТЕТЫ

 Разразившийся кризис оказал негативное воздействие на все сферы бизнеса и экономики во всем мире, и Россия здесь не исключение. Как чувствует себя малый бизнес в этих непростых условиях? Как изменилась стратегия поведения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей? Насколько сегодня такие предприятия являются хорошими клиентами для банков? Можно ли им доверять в условиях кризиса неплатежей?

Елена Махота: В сентябре прошлого года все очень резко поменялось. Все началось с кризиса ликвидности, который постепенно перекинулся на реальный сектор, вызвал кризис неплатежей. Кто пострадал больше всего? — малые компании, особенно те, у которых был только один основной заказчик. В последние три-пять лет активно развивался транспортный рынок, особенно рынок пассажирских и грузовых перевозок. Многие банки начали развивать программы кредитования приобретения коммерческого автотранспорта. Предприниматель, у которого была одна машина, купил еще две, четыре, пять машин, и постепенно стал зарабатывать все больше средств, чтобы вести достойный образ жизни. Когда остановились стройки, то первыми, от кого отказались девелоперы, были эти маленькие субподрядные организации. Очень сильно пострадали локальные автодилеры, которых мы тоже относим к малому и среднему бизнесу. Это компании, у которых один или два дилерских центра, построенные, как правило, на кредитные средства в рамках плана развития материнской компании. Естественно, что большая часть их продаж финансировалась за счет автокредов. Когда прекратилось автокредитование, их бизнес также практически умер. Пострадали достаточно сильно малые предприятия в премиум-сегменте потребительского рынка, многие из них работали по 10—15 лет и начинали свой бизнес еще "с челноков". Как правило, это небольшие ювелирные, меховые магазины, либо магазины брендовой одежды — сегмент достаточно дорогой для регионов, но абсолютно понятный и доходный. В условиях кризиса в регионах люди стали реже покупать дорогую одежду, украшения, естественно, при сниженном спросе у этих компаний не хватало ликвидности, чтобы платить по своим обязательствам. Если говорить об отложенном эффекте кризиса, то его влияние испытали в первую очередь предприятия, у которых были проблемы с управлением персоналом, с организацией бизнес-процессов, с финансовым управлением и контролем. Довольно распространёнными стали случаи, когда перестали платить крупные компании с известными именами, однако малые предприятия продолжали отгружать им свою продукцию без оплаты и в какой-то момент уже не смогли расплатиться со своими собственными кредиторами. Пострадали компании, которые жили только на креди
ты. Пока рынок рос, и банки активно их кредитовали, классические коэффициенты оценки финансового состояния казались им неважны. Среди них были компании, баланс которых на 90% был сформирован из заемных средств, и только 10% составлял их собственный капитал. Как только банки прекратили кредитовать, такие предприятия не смогли рефинансироваться. Поставщики затребовали предоплату, возник разрыв ликвидности и предприятия не смогли обслуживать не только свою задолженность банку, но и свои текущие платежи.

 Произошли ли сдвиги в сегментации клиентской базы? Кого банки рассматривают в качестве своей целевой группы?

Елена Махота: Сегментация клиентов по размеру не изменилась. Российский законодатель определил средний бизнес как компанию с годовым оборотом до миллиарда рублей. У большинства российских банков размеры среднего предприятия ограничены 15—20 миллионами долларов ежегодного оборота, то есть это порядка 400—600 млн рублей оборота в год. В условиях кризиса наши критерии не изменились. Максимально предоставляемые в кредит суммы также не изменились.

 Что изменилось?

Елена Махота: Прежде всего, изменился подход к заемщику. Сейчас банки меньше всего хотят работать с очень мелким бизнесом, с так называемым микробизнесом, потому что ликвидность этих компаний в настоящий момент весьма низка, их доходы снижаются, и они уже не в состоянии платить банку по своим обязательствам. Эти компании (в основном, семейные предприятия розничной торговли) оказались выброшены первой волной кризиса. Акцент интересов банков сместился в сторону среднего бизнеса, который оказался более стойким. С развёртыванием кризиса неплатежей средний бизнес сократил товарные остатки и ассортиментный перечень.

 Что происходит сейчас?

Елена Махота: По моим наблюдениям, за первый квартал текущего года рынок сжался примерно на 15%. Но это не так много, и сейчас мы видим некоторое оживление. В условиях кризиса бизнес продолжает работать уже более полугода, и это уже достаточно долго. Поэтому компании, которые смогли приспособиться к новым условиям, уже начали думать, как им развиваться дальше. Соответственно, количество заявок на выдачу кредита существенно не уменьшилось.

РЫНОК ОСТАЛСЯ, КОЛЛАПСА НЕТ

 До кризиса региональные банки составляли достаточно серьезную конкуренцию федеральным. Что происходит сейчас?

Елена Махота: В регионах остаются банки, которые продолжают составлять нам конкуренцию. "Хорошо чувствуют" себя не все региональные банки. Кризис расставил приоритеты, и проблемы возникли у тех, кто не заботился о своей ликвидности, кто фондировал длинные кредиты короткими деньгами. Но есть региональные банки, которым доверяют, у которых есть депозитная база для размещения средств на кредитном рынке на длительный срок. Что касается федеральных игроков, те, у которых был достаточно серьезный объем просроченной задолженности, уже ушли с рынка. Но рынок остался, состояния коллапса нет. Уже появились тенденции нового роста. Многие компании сократили затраты, сократили персонал и расходы на аренду. Многие уже вышли на другие рынки, и нашли новых поставщиков. Те компании, для которых кризис стал толчком к изменениям в бизнесе, сегодня чувствуют себя также хорошо, как и до кризиса. Если в октябре-ноябре их выручка сократилась, то сейчас они уже достигли примерно таких же объемов, которые были до него. Часть рынка очистилась — он стал менее конкурентен, а те, кто остался, получили новых клиентов. В общем, зима закончилась, и жизнь продолжается. Кстати, интересное наблюдение: считалось, что проблемы, в основном, затронули премиум сектор. Однако снижение выручки происходит и в классе очень дешевых товаров, потому что люди, которые их покупали, потеряли работу, их платежеспособный спрос сократился. А люди из среднего сегмента туда не пришли. Они стали меньше делать покупок, носить вещи более аккуратно, но дешевые веши не покупают.

 Как бы Вы описали "портрет" Вашего клиента?

Елена Махота: Мы предпочитаем работать со средним клиентом: это понятное предприятие потребительского рынка, продающее товар конечному потребителю, так называемый "средний класс малого бизнеса". Мы работали с тем же самым сегментом клиентов и до кризиса, поэтому средняя сумма кредита у банка практически не изменилась. Мы видим, что проблемы возникают, в основном, у тех банков, которые работали либо с микрокредитами, с низким сегментом, сегодня в массовом порядке не возвращающим кредиты, либо с верхним уровнем среднего бизнеса. Некоторые банки сделали ставку на самые крупные компании этого сегмента, и когда несколько достаточно крупных компаний обанкротилось, уровень просроченной задолженности банков резко взлетел вверх.

 Несмотря на то, что заявок стало больше, кредитов банк выдаёт столько же, сколько до октября?

Елена Махота: Напомню, что первый кредит малому и среднему бизнесу мы выдали в сентябре 2007 года. Полгода мы разворачивали сеть, организовывали точки продаж, и вышли на хороший уровень продаж в 2,5 млрд рублей в месяц только в апреле 2008 года. Поэтому в феврале 2009 года мы выдали кредитов больше, чем в прошлом феврале, однако в марте и апреле выдачи составили 70% от прошлогоднего уровня Сейчас основная проблема не в том, что мы не хотим кредитовать, а в том, что ухудшилось качество заемщиков. Платежеспособность многих из тех, кто подает кредитные заявки, низкая и нестабильная. Вполне естественно, что в новых условиях банк ужесточил требования к качеству заёмщиков. Однако внесенные изменения не носят критического характера. И в принципе, если бизнес — в нормальном финансовом положении, и даже если произошло небольшое снижение выручки, но компания развивается, мы готовы ее кредитовать.

МЫ СОХРАНИЛИ БИЗНЕС КЛИЕНТА, А ЗНАЧИТ СОХРАНИЛИ И СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС

 Какова политика банка в области реструктуризации выданных кредитов?

Елена Махота: Мы уже оказали поддержку многим компаниям, которые обратились в банк за реструктуризацией кредитной задолженности. Самый тяжелый период, просто вал реструктуризации, пришёлся на декабрь-январь. Многие компании просили отсрочки на 2—4 месяца. И сегодня мы видим, что практически все, кому мы пошли на встречу, живы: они погашают проценты и возвращаются в прежние графики платежей. Мы сохранили бизнес клиента, а значит, сохранили и свой собственный бизнес. Ведь мы — банк, нам выгодно, чтобы клиенты возвращали кредиты и платили проценты, и незачем разрушать бизнес клиента, реализовывать его залоги -товары и имущество.

 В последнее время банковское сообщество активно обсуждает тему залогового обеспечения. В условиях дефицита ресурсов предприятия малого и среднего бизнеса все чаще стремятся получить кредиты в разных банках под одно и то же обеспечение. А потом, в случае неплатежей, банкам приходится спорить о том, кому достанутся эти залоги. Как Вы решаете эту проблему?

Елена Махота: Эта проблема возникла потому, что в нашей стране нет единого регистратора залогов, какие созданы в других странах. И пока мы его не создадим, эта проблема никуда не уйдет. К сожалению, в России к репутации относятся не так бережно, как за рубежом. В России, когда заёмщик организует преднамеренное банкротство или берёт кредиты в разных банках под одни и те же залоги, он не думает, какими последствиями это может закончиться. Я думаю, что в связи с тем, что рынок малого и среднего бизнеса очень молод 15—17 лет, люди не привыкли думать о будущем и готовы сейчас "решить" свою проблему нечестным путем, забывая о том, что репутация — это то, что потеряв однажды, никогда не восстановить. Понимая, что подобные схемы возможны, мы более внимательно проверяем заёмщиков. К тому же, всегда и абсолютно на всех рынках есть и прямые мошенники. Поэтому банку нужно быть всегда начеку и постоянно совершенствовать свою систему проверки.

 А были ли такие заемщики, которые отказывались платить, следуя принципу: "зачем платить, если другие не платят"?

Елена Махота: Да, в ноябре-декабре мы столкнулись и с этой проблемой. Наши инспекторы объезжали предприятия, выясняли каково реальное состояние дел на предприятии, есть ли выручка, может ли оно платить на самом деле. После проверок к части заемщиков вернулся здравый смысл, и они продолжили обслуживание долга. Сейчас таких случаев практически нет.

ДЕЛО ЖИЗНИ

 По Вашим ощущениям, будет ли новый виток кризиса?

Елена Махота: По рынку малого бизнеса я этого не ошушаю. Он очень быстро приспосабливается: быстро адаптируется, быстро принимает решения, имеет простую организационную структуру, хорошо переносит кризисные ситуации. У малых предпринимателей, как правило, одна или две компании. За счет прибыли от деятельности своих компаний они кормят свои семьи, своих детей, дают им образование, реализуют собственные амбиции, развиваются. Для них их бизнес — это дело жизни. И если предприниматель строил свой бизнес изо дня в день пять-семь-десять лет, то просто так он не захочет его потерять. Он будет за него бороться, приложит все усилия для того, чтобы в трудные времена свою компанию поддержать.

 Как Промсвязьбанк планирует развивать кредитование малого бизнеса в этих непростых для рынка условиях? Есть ли у Вас интерес к кредитным портфелям других банков, в частности, в регионах?

Елена Махота: Тема покупки кредитных портфелей была актуальна в октябре и ноябре прошлого года, когда многие банки, испытывая кризис ликвидности, готовы были продавать портфели с дисконтами. Сейчас кризиса ликвидности нет: люди вернули банкам свои сбережения, и у некоторых банков сегодня ликвидности переизбыток. Поэтому банки кредитный портфель продавать не спешат, хотя мы готовы рассматривать предложения по покупке. В то же время, кризис предоставил банку новые возможности: к нам пришли те клиенты, которые до кризиса были связаны отношениями с предыдущим банком, но по причинам отсутствия финансирования решили их прекратить. Кризис — это период поиска надёжных партнёров.

 Промсвязьбанк активно работает с Агентством по страхованию вкладов в качестве банка-агента. Активы, которые были приняты в рамках санации, хорошие? Ваши ожидания и качество переданных активов совпали?

Елена Махота: Да, принятые активы качественные. Мы приобрели дополнительную возможность для развития бизнеса. Это для нас большой плюс. Когда рынок восстановится, перспективы его взаимодействия с банками будут огромными

 Долгое время считалось, что ассортимент финансовых услуг и продуктов российских банков существенно отстаёт от международных стандартов. Что сегодня можно сказать о продуктах для малого и среднего бизнеса?

Елена Махота: Даже сегодня у многих российских банков для малого и среднего бизнеса сложноструктурированных финансовых продуктов нет, зато есть другие востребованные продукты и услуги. Есть специфические, "нишевые" продукты. Мы активно работаем с партнерскими организациями, чего до нас на рынке не было. Наши партнеры, поставляющие оборудование малым предприятиям, предлагают предпринимателям купить это оборудование в кредит — это как лизинг, только дешевле. С другой стороны, когда рынок восстановится, перспективы его взаимодействия с банками будут огромными, в том числе и потому, что рентабельность малых и средних компаний в России значительно выше, чем рентабельность европейских компаний из аналогичных сфер бизнеса. Доходность, которую получает малый бизнес в России, в состоянии окупать процентные ставки даже в 25% годовых. Многие компании имеют доходность на вложенный капитал свыше 20—25%, поэтому они могут платить 20—24% годовых, хотя, конечно, это высокие ставки по сравнению с прежним рынком.

 Под какой процент сегодня Вы кредитуете малый бизнес?

Елена Махота: Около 22% годовых. Очень немного банков сейчас реально кредитуют предприятия малого и среднего бизнеса — в основном это госбанки. Сегодня мы выдаём малым и средним компаниям как краткосрочные кредиты, так и долгосрочные — на три года, однако, стараемся фокусироваться на овердрафтах и кредитах до полутора лет. Длинные инвестиционные кредиты выдаём очень аккуратно, потому что на трехлетнюю перспективу сегодня, в условиях кризиса, планировать очень сложно. Рынок ожидает понижения ставок и банковской маржи, потому что по мере восстановления рынка будет усиливаться конкуренция. Соответственно, сегодня для предприятия даже экономически опасно фиксировать надолго высокую процентную ставку, закладывать ее в себестоимость. В какой-то момент компания может выйти в "ноль" либо в "минус". Поэтому мы разъясняем компаниям, что сейчас, наверное, не стоит брать кредиты на срок более полутора лет, потому что цена денег сегодня достаточно высока.

НЕОБХОДИМА СИСТЕМНАЯ РАБОТА

 Каковы источники ресурсов у банка для кредитования предприятий малого и среднего бизнеса?

Елена Махота: Это классические ресурсы банка: привлеченные депозиты населения, депозиты корпоративных клиентов, иностранные заимствования. У банка есть иностранные партнеры, которые готовы предоставлять средства, в том числе под целевые программы развития этого направления нашего бизнеса.

 С муниципальными фондами поддержки малых предприятий работаете?

Елена Махота: Очень активно, но, в основном, по поручительствам. К сожалению, фондам не хватает средств для того, чтобы предоставлять большое количество поручительств, и если государство повысит капитализацию фондов, то объем портфеля кредитов малому бизнесу увеличится значительно. На мой взгляд рынок, который формируется вокруг муниципальных фондов, находится в самом начале своего развития, и этот рынок очень перспективный с точки зрения возможности доступа к ресурсам для компаний, у которых пока нет активов, чтобы заложить банку, но есть господдержка. На мой взгляд это — гигантский шаг вперед. Тем не менее, пока что доля таких кредитов в нашем портфеле невелика — около 3%, при этом основная проблема — маленькие лимиты у фондов поддержки. Важный момент — организация открытых аукционов муниципальной недвижимости, открытой информации о тендерах и госзаказе. Ведь часто малый бизнес ничего не знает о госзаказе, не может найти какую-либо информацию, даже если захочет. Нужно наладить систему "одного окна", единый информационный портал о проектах администрации. У администрации города Москвы есть страница в Интернете, где такую информацию можно получить, но у многих других городов её нет, наверное, потому, что они не видят в этом ценности. Однако ценность есть, и очень большая: когда информация становится открытой для людей, они чётко начинают понимать как отстроены процессы и включаются в развитие. В целом, пока системной работы нет. Мне кажется, что в том числе и поэтому в нашей стране буксует развитие малого предпринимательства.

 Рассказывая о ситуации на рынке в сегменте малого и среднего предпринимательства, Вы отметили, что, несмотря на кризис, потенциал у рынка есть. Как планируете развиваться?

Елена Махота: Несмотря на коррекцию рынков, стратегические планы банка не изменились. В этом году, как и в прошлом, банк видит в работе с малым и средним бизнесом свое приоритетное направление, и будет очень активно его развивать. Для этого была усилена команда продаж и в Москве, и в регионах (напомню, что наш бизнес присутствует в 49 регионах, в 13 допофисах Московской области, и 24 в Москве).

 А что показали результаты первого квартала?

Елена Махота: Самыми тяжелыми месяцами были январь и февраль. Но, с другой стороны, если мартовско-апрельский рост продаж продолжится и во втором квартале в целом, то, я думаю, что мы сможем полностью выполнить свой достаточно амбициозный план на этот год. Вместе с тем, по моим ожиданиям, более системное, более серьезное оживление рынка начнется с сентября.

 По результатам первого квартала многие крупные банки сообщили о росте просроченной задолженности по кредитам, в том числе, малому и среднему бизнесу. Какова её динамика в Вашем банке? Как Вы работаете с просрочкой?

Елена Махота: Рынок кредитования малого и среднего бизнеса в России молодой, существует в активной фазе всего несколько лет. Но, несмотря на это, уже есть специальные технологии работы. Как правило, это некий симбиоз способов работы с физическим лицом и компанией, ведь малый бизнес находится на этом стыке. И если с неплательщиком договориться не удаётся, то включаются судебные методы влияния.

 Каковы в этой новой ситуации масштабы бедствия?

Елена Махота: Никакого бедствия нет. Да, просрочка выросла, она выросла за счет тех компаний, которые не выдержали стресс-тестирование кризисом. Но она выросла достаточно быстро, а затем ее рост прекратился. Просто в какой-то момент просрочка стала не 1%, а 4—5% портфеля, причём фазу практически у всех, хотя на рынке есть портфели с просрочкой и более 10%. В целом, даже несмотря на то, что мы быстро наращивали портфель, наши клиенты прошли проверку кризисом и оказались качественными, потому что прошли отбор системой оценки заемщика, которая принята в банке. Наши условия всегда были рыночными. И все те продукты, которые были у банка до кризиса, сохранились и по сей день — ни один продукт для малого и среднего бизнеса не был закрыт. Наш принцип таков: зачем биться за те рынки, где есть жёсткая конкуренция? Надо внимательно посмотреть по сторонам и предложить что-то новое, чего еще нет, и этим привлечь клиента. Поэтому все наши продукты для малого бизнеса создавались на рынке, как инновации  их аналогов год назад просто не было. В этом суть нашей продуктовой стратегии на протяжении двух последних лет работы банка. В прошлом году совместно с "Опорой России" мы провели конкурс проектов молодых предпринимателей, который привлёк значительное внимание, в том числе, и власти. Конкурс прошел в ряде регионов, было подано порядка 600 заявок на организацию новых бизнесов (startup) от молодых людей до 27 лет, и три победителя получили безвозмездные фанты по 500 тыс. рублей и двум победителям банк предоставил возможность получения кредитов по 1,5 млн руб. на льготных условиях. По результатам квартала мы оценим, что у них происходит, как они пережили кризис, как потратили деньги на развитие своих бизнес-фоектов, с какими вопросами и проблемами столкнулись, и какая помощь от нас им будет нужна. В этом году мы также планируем организовать конкурс с большим бюджетом, он охватит ряд крупных российских городов. Такие конкурсы помогают молодым людям реализовать себя в бизнесе, и мы рады помочь им в этом. А самое важное — это возможность привлечь внимание власти к реализации подобных объектов уже на уровне муниципалитетов и в рамках правительственных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

РЫНОК НУЖДАЕТСЯ В КРЕДИТАХ

 Какие продукты сегодня наиболее популярны, востребованы рынком?

Елена Махота: Овердрафты, средние кредиты до 9 млн рублей. Сейчас Промсвязьбанком выдаётся очень много таких кредитов, потому что предлагаются лояльные условия: есть возможность предоставлять в качестве залога товар в обороте на 70% суммы. Наверное, это в принципе самый популярный сегодня на рынке продукт.

 И все-таки, кризис может внести свои коррективы в планы развития Вашего бизнеса? Вы к этому готовы?

Елена Махота: Да, коррекция планов возможна, но небольшая. В любом случае, мы ждем достаточно значительного роста объемов, так как кредитный портфель банка сейчас уже достаточно большой. И по масштабам клиентской базы мы планируем приблизиться к концу года к 15 тысячам кредитующихся клиентов. Сейчас сложно делать прогнозы. Я думаю, что для того, чтобы достигнуть успеха, важно понимать, что независимо от того, есть ли кризис или его нет, если ты занимаешься бизнесом, то должен всегда быть собран, эффективен, нацелен на результат