Что думают банкиры о недавнем светлом прошлом, плачевном настоящем и туманном будущем сферы кредитования малого и среднего бизнеса
Кто не рискует
Кредитование малого бизнеса в России начало активно развиваться только в 2000-е годы. Изначально сегмент покрывался малыми и средними, в основном региональными банками. Гиганты прибирали к рукам крупный бизнес, но когда самые лакомые корпоративные клиенты были разобраны, с азартом включились в игру с "маленькими". На рынке МСБ существенно выросла конкуренция, снизились процентные ставки, появилось множество целевых программ. В 2006 году объем финансирования сектора увеличился на 70%. Прогнозы на 2008 год были более чем оптимистичными: эксперты предрекали прирост в 90—100%. Сегмент, по определению президента банка "БНП Париба Восток" Филиппа Дельпаля, был привлекательным для финансово-кредитных структур не только с точки зрения потенциала развития, но и с точки зрения доходности, которая компенсировала риски.
За время кризиса объемы кредитования сегмента, по наблюдениям экспертов, снизились не менее чем в три раза. К примеру, в ВТБ24 финансирование МСБ, по данным пресс-службы организации, сократилось почти вдвое: сейчас в банке выдается кредитов на сумму в 2—3 млрд руб. в месяц вместо $-6 млрд руб. в первых трех кварталах 2008 года. Соответственно, портфель кредитов малому бизнесу растет гораздо меньшими темпами, чем в докризисные времена. Однако в госбанке уверяют, что отказываться от кредитования сегмента не собираются.
В кредитных организациях называют две главные причины снижения объемов финансирования. Во-первых, недостаток фондирования. "Ресурсы у банков резко сократились, при этом оценивать риски стало значительно сложнее. Количество дефолтов увеличилось. Таким образом, существенно уменьшились и объемы кредитования", — объясняет Чаба Зентаи, руководитель блока "Малый и средний бизнес" Альфа-Банка. Во-вторых, сказалось снижение спроса на кредиты: малые предприятия не вполне представляют, каким образом ситуация будет развиваться дальше, а потому не готовы брать на себя обязательства, которые вскоре могут стать непосильными.
Отдельные банки, в основном из числа мелких и средних, вообще свернули программы по кредитованию МСБ, опасаясь возросших рисков, но крупные "игроки", прежде всего с помощью господдержки, развивают направление. По словам Филиппа Дельпаля, многие кредитные структуры, продолжающие работу в сегменте, фокусируются в основном на финансировании оборотного капитала, отказываясь от долгосрочных инвестиционных вложений и таких продуктов, как финансирование ипотеки для предпринимателей. Заметные изменения на рынке: большинство банков сейчас кредитует на срок до года, при этом беззалоговые кредитные продукты практически не предлагаются. По мнению вице-президента Пробизнесбанка Романа Пинаева, если финансовая организация всерьез и надолго вышла на этот рынок, то уходить сейчас недальновидно: можно уже и не вернуться. Стоит пересмотреть стратегию и тактику. Прежде всего необходимо предлагать новые продукты и осваивать новые сегменты рынка. При этом не забывать о качестве портфеля и активно работать с существующими клиентами.
Что интересно, явного роста просрочки на этом рынке пока не наблюдается. "Естественно, просроченная задолженность выросла — до 4~6%, но это абсолютно не критично, — уверяет Елена Махота, вице-президент, директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка. — В „рознице“ этот показатель гораздо выше — 10—15%. Но важно понимать, что это два принципиально разных заемщика — физическое лицо и собственник малого предприятия, который не возвращает кредит, только когда у него системные необратимые проблемы в бизнесе. Если он, конечно, не мошенник. Для предпринимателя его компания — источник дохода всей семьи, благосостояния детей. Здесь мотивация для возврата кредита значительно выше".
По данным директора департамента кредитования СБ Банка Ирины Кукарской, рост просрочки особенно заметен в таких сегментах, как строительство, металлообработка, рекламный бизнес. Причем многие банки не идут на реструктуризацию задолженности по кредитам, а проводят жесткую политику взыскания долга в судебном порядке.
Оправданная жестокость
НБЖ провел опрос среди кредитных организаций с целью выяснить, ужесточилась ли в банках оценка заемщиков. Подавляющее большинство финансовых структур признало: подходы к оценке и условия предоставления кредитов стали жестче и консервативнее. Мотивация понятна — привлечь в период кризиса более стабильных клиентов, которые в прогнозируемом будущем не будут иметь проблем с погашением займа. "При принятии решения мы в первую очередь обращаем внимание на историю бизнеса, его устойчивость, способность выдерживать снижающиеся объемы продаж, источники погашения кредита, — говорит директор кредитного департамента СДМ-Банка Сергей Козлов. — Залог является необходимым, но дополнительным фактором. При этом недвижимость, конечно же, считается более надежным залогом в сравнении с товарами или оборудованием".
Некоторые участники рынка уверены, что залог всего лишь дополнительная страховка и важен прежде всего с морально-обязывающей точки зрения: клиент должен знать, что он может потерять серьезные активы. Гораздо важнее для банка — оценить перспективность бизнеса, понять, насколько в нынешних "штормовых" условиях он может быть устойчив, востребован и рентабилен. А вот в ВТБ24 в первую очередь изменили именно залоговую политику: к примеру, отказались от овердрафтов, сократили возможность выдачи беззалоговых кредитов и кредитов под залог товаров в обороте. В госбанке уверены, что всегда есть возможность залог реализовать, даже во время кризиса: есть те, кто продают, и те, кто покупают.
Вообще же эксперты убеждены, что старые подходы к кредитованию МСБ не работают. И приоритетным становится не доходность, а качество актива. Но Роман Лесохин, директор департамента по работе с малым бизнесом НОМОС-Банка, по-прежнему ратует за "гармонию": "Как качество, так и доходность были и остаются нашими приоритетами в кредитовании этого сегмента. Банк не работал на сомнительных скоринговых схемах и во всех случаях производил адекватную оценку бизнеса как до кризиса, так и после его наступления". И по еще одному пункту в НОМОС-Банке не изменили докризисной стратегии: там, в отличие от многих других банков, продолжают кредитовать малый бизнес на срок до пяти лет.
На перспективу
Едва ли не самый интересный вопрос по теме — что будет со сферой кредитования малого и среднего бизнеса в будущем. Чаба Зентаи пессимистичен: "Об отрицательной динамике рынка можно говорить с высокой долей вероятности. Возвращение прежних темпов возможно только с одновременным ростом экономики". Но другие специалисты верят в лучшее. По твердому убеждению Романа Лесохина, возможности и перспективы создания диверсифицированного высокодоходного кредитного портфеля сохраняются, хотя, конечно, бума развития малого бизнеса сейчас ожидать не стоит. Но при взвешенном сбалансированном подходе к оценке кредитных рисков сектор продолжает оставаться привлекательным для банков. Также эксперт отмечает, что в нынешний период передела клиентского сегмента от малых и средних банков в пользу крупных игроков есть отличная возможность усилить свои позиции на этом рынке. "Зарабатывать на этом сегменте во время кризиса можно и нужно, — уверен Роман Пинаев. — В Южной Америке, к примеру, финансовый кризис если не перманентный, то регулярный. Тем не менее многие местные банки нашли для себя успешные бизнес-модели в плане микрофинансирования: выдают кредиты по несколько сот долларов под очень высокие ставки -около 50% годовых. Есть удачные примеры и в странах Восточной Европы. Здесь важно понимать, что Россия в этом смысле не является уникальной страной, и этот кризис тоже не уникален. Все это когда-то где-то уже было, и банки находили способы бороться с ситуацией и получать прибыль".
В отношении перспектив развития сегмента МСБ в России банкиры оказались оптимистичны: по их мнению, он обречен на рост. Поводов к тому как минимум два. Во-первых, малый бизнес является далеко не закредитованным сектором экономики. Во-вторых, большинство предприятий сегмента — это производство и реализация товаров и услуг первой необходимости, спрос на которые будет всегда, пусть и в разном объеме. Кроме того, отмечает Маргарита Кучеренко, содиректор коммерческой дирекции по развитию бизнеса и региональной сети BSGV, малые и средние предприятия более мобильны, чем крупные, они легче приспосабливаются к новым условиям рынка и способны избежать тех финансовых проблем, с которыми столкнулись многие промышленные гиганты.
На взгляд банка
Александра БУГАЕВА, начальник отдела по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса Сведбанка
Для банков малый и средний бизнес находится между частными и корпоративными клиентами. На первый взгляд индивидуальные предприниматели, входящие в состав МСБ, — это те же физические лица, только имеющие свой бизнес, а юридические лица в составе МСБ — те же корпоративные клиенты, только меньшие по размеру. Однако сегменту присущи свои принципиальные черты:
— Он способен обеспечить потребности рынка в тех товарах и услугах, которые оказывать крупным компаниям может быть экономически нецелесообразно.
— Работает в условиях, которые диктует рынок и конкуренты. Рынок сбыта отдельной компании небольшой, что не позволяет ей оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара.
— Предприятие, как правило, управляется напрямую собственником, который участвует во всех аспектах деятельности компании и свободен от внешнего контроля.
— Отсутствие единой формы ведения финансовой отчетности, использование оптимизационных схем в бухгалтерском учете, низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей.
— Это быстрорастущий сегмент, который более мобилен в условиях меняющегося рынка, быстрее приспосабливается к запросам клиента и характеризуется высокой оборачиваемостью капитала.
Кредитные продукты для МСБ:
— Беззалоговое экспресс- или микрокредитование на суммы до 1,5 млн руб. и на срок до 12—18 месяцев. Доля кредитов до 1 млн руб. на российском рынке составляет 14—18% от общего числа (сейчас имеет тенденцию к резкому снижению). Предпочитаемая валюта — рубли. Большая часть выданных кредитов используется предприятиями для пополнения оборотных средств. Основные заемщики — торговые фирмы.
— Кредиты на максимальные суммы, предусмотренные банком для МСБ (до 30—50 млн руб., иногда выше) на срок до трех-пяти лет. Подобные продукты охватывают практически любые потребности финансирования сегмента — целевые кредиты на покупку нового оборудования, развитие бизнеса.
Маргарита Удовиченко, "Национальный банковский журнал", апрель 2009
Источник: Пресс-служба ОАО "Промсвязьбанк"