Станислав Мурашов, микроаналитик Райффайзенбанка

Повышение пенсионного возраста и НДС: Правительство пошло на трудные решения

© Станислав Мурашов, аналитик Райффайзенбанка

Вчера Правительство одобрило сразу два непопулярных экономических решения: увеличение пенсионного возраста и повышение ставки НДС

Вчера Правительство одобрило сразу два непопулярных экономических решения: увеличение пенсионного возраста и повышение ставки НДС.

Проект повышения пенсионного возраста претерпел небольшие изменения по сравнению с предложениями ЦСР А. Кудрина. Так, по плану ЦСР, пенсионный возраст должен был постепенно расти, и к 2034 г. достигнуть 63 лет у женщин (сейчас 55 лет) и 65 лет у мужчин (сейчас 60 лет). Однако Правительство планирует провести повышение возраста для мужчин быстрее, доведя его до 65 лет уже к 2028 г. Это даст властям больше экономии: если план ЦСР предусматривал ее в 400-500 млрд руб./год, то ускоренное повышение для мужчин даст ~600 млрд руб./год.

Что касается НДС, нам кажется важным изложить логику наших расчетов. В России базовой ставкой НДС является 18%: это ставка, которая взимается с товарооборота, который подлежит перепродаже. Т.е. иными словами, 18% — это доля от промежуточной, а не от конечной потребительской цены товара. Доля НДС в конечной цене товара (при прочих равных) будет меньше (она равна 18/118, или ~15%). Ставка 18% действует для подавляющего большинства товаров (импортных и отечественных), но наряду с ней действует и льготная ставка (10%) для ряда социально значимых товаров (впрочем, их объем не превышает 5% от всего оборота). Товары, идущие на экспорт, а также ряд услуг (например, банковские услуги по выдаче кредитов) не облагаются НДС. Эффективная ставка НДС в России (т.е. доля НДС в совокупной добавленной стоимости экономики РФ) невелика — порядка 5% из-за того, что экспорт не облагается НДС. Однако если считать долю НДС в потребительской инфляции (где, разумеется, нет экспортных товаров), то она близка к 15%.

Эффект первого порядка от повышения НДС на инфляцию будет примерно 1,4 п.п.: доля налога в конечной цене повысится с 15% (17,6/117,6) до 16,3% (19,5/119,5). Впрочем, с учетом неустойчивых инфляционных ожиданий экономику, скорее всего, ждут эффекты второго порядка. Оценить их сейчас достаточно сложно: в частности, их размер будет зависеть от 1) того, готовы ли продавцы взять часть издержек от повышения налога на себя и 2) того, насколько чувствительны будут инфляционные ожидания.

Для бюджета эффект от повышения налога (при прочих равных) будет пропорционален росту самой налоговой ставки. Так, при увеличении ставки налога с 18% до 20% (т.е. на 11,1%) поступления в бюджет вырастут приблизительно на 570 млрд руб. (с текущих 5130 млрд руб. за год). Эти оценки близки к расчетам, ранее озвученным А. Силуановым.

Следует отметить, что повышение НДС будет при прочих равных негативно для экономики: основная налоговая нагрузка ляжет на слабый потребительский спрос, а государственные расходы при прочих равных имеют меньший экономический эффект, чем частные.

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

Кадровый голод в финансовом секторе — какие специалисты востребованы в банках?

Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам

Как копить с помощью государства?

Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателей

За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза

Все статьи

Главные новости

В ВТБ рассказали, как мошенники обманывают детей

Сбер помог ставропольцам сохранить от мошенников более 35,5 млн рублей

Средняя стоимость потребкредитов для населения впервые превысила 32% годовых

Сбер помог ростовчанам уберечь от мошенников более 1 млрд рублей

Сбер назвал стоимость аренды квадратного метра жилья в Ростове-на-Дону, Батайске, Аксае и Таганроге

Сбер: Ставрополье лидирует в СКФО по количеству и объёму открытых вкладов

Лента новостей