Райффайзен Банк назвал три ключевых тренда развития российских компаний в 2022 году
В 2022 крупный российский бизнес продолжит продавать непрофильные активы и наращивать экспертизу в ESG. При этом гонка цифровизации выйдет на новый этап, увеличивая разрыв в операционной эффективности с теми, кто в нее не включился, уверены эксперты IB Strategic Advisory Team Райффайзен Банка, проанализировавшие ключевые тренды развития российского бизнеса в 2022 году.
Тренд №1: концентрация и специализация
Важные изменения произошли в конце 2021 года в политике Центрального банка: повысились ставки, влияющие на стоимость привлечения финансовых ресурсов для компаний, что заставляет пересматривать компании инвестиционные стратегии на 2022–2023 годы. На первый план вышли вопросы минимизации рисков, связанных с изменением процентных ставок и стоимость финансирования проектов.
По данным IB Strategic Advisory Team в конце 2021 и начале 2022 года у российских компаний вырос спрос на стратегическое консультирование на сделки по выходу на публичные рынки капитала, в том числе долговые: выпуск рублевых облигаций, еврооблигаций. Компании также активно ищут покупателей на свои непрофильные активы.
«В этой связи возрастает роль прозрачности юридической структуры компании по стандартам, которые приемлемы как российских, так и иностранных инвесторов. Мы также видим тренд на консолидацию в ключевых отраслях, в частности, продолжится тренд на усиление федеральных брендов в ритейле, видим тренд на специализацию – развитие экспертизы в одном сильном направлении работы компании, а также фокус на электронную коммерцию и спрос на стратегии в области ESG», – комментирует Дмитрий Средин, руководитель управления по работе с крупными компаниями и инвестиционно-банковских продуктов Райффайзен Банка.
Тренд №2: цифровизация «нецифровых» отраслей и e-commerce
По данным Минцифры в 2021 году российские компании инвестировали в цифровизацию своих бизнес-процессов на 16% больше, чем в 2020 и 2019 гг. На первых местах оказались такие очевидные лидеры, как финансовые институты: банки, страховые компании, телеком и ИТ. Но в то же время наблюдается тренд на цифровизацию «нецифровых» отраслей.
«В гонку цифровизации вовлеклись все, в том числе компании металлургической промышленности, нефтегазового сектора. Авиационная промышленность стала очень активно пользоваться современными технологиями, в том числе с точки зрения расчетов, например, с компаниями, которые заправляют самолеты. Де-факто я не знаю ни одной отрасли, где об этом не думают, не говорят, но, понятно, что лидеры — это телеком и ИТ, и, естественно, компании, которые занимаются розничной торговлей, где цифровизация всех бизнес-процессов к концу 2022 года может вырасти на 40%», – добавляет Средин.
На первый план в стратегиях компаний выходит вопрос повышения эффективности каждого сотрудника и, естественно, цифровизация всех бизнес-процессов направлена на решение именно этой задачи.
«Определяющее влияние на трансформацию многих отраслей оказывает развитие e-commerce. Мы видим со стороны многих клиентов, в том числе в b2b-сегменте, интерес к развитию цифровых продаж и расширению каналов присутствия. Развитие платежных инструментов, в том числе в рамках СБП, позволяет это автоматизировать на уровне отказа от бумажного документооборота. Реализуя цифровые решения, компании стремятся получить бесшовный сервис и взаимодействие с поставщиками цифровых услуг», – комментирует Средин.
Тренд №3: ESG – не опция, а необходимость
Запрос на формирование ESG-стратегий остается актуальным. 2021 год показал, что задачи, связанные с ESG, для компаний уже являются не опцией, а необходимостью. В среднем по данным IB Strategic Advisory Team на процесс перехода компании на ESG-принципы в работе уходит 12 месяцев.
«Отсутствие ESG-рейтинга при выходе на рынки капитала может быть стоп-фактором в какой-то достаточно краткосрочной перспективе. Стоимость привлечения рейтингового агентства для работы может составлять порядка $100 тыс. и это относительно небольшие деньги с точки зрения инвестиций в развитие компании. Мы в середине прошлого года создали подразделение, которое непосредственно занимается консультированием наших клиентов, желающих быть ESG-friendly. Мы помогаем получить ESG-рейтинг и не просто абстрактно рекомендуем, советуем, а как эксперты консультируем, так как сами прошли этот путь», – комментирует Средин.
Основная сложность развития этого направления в России — отсутствие центров компетенций ESG и экспертов по верификации ESG (за исключением Российского союза промышленников и предпринимателей). Для развития фондов ESG требуется вовлеченность регуляторов по созданию налоговых и административных стимулов инвестирования.
«В течение следующих трех-пяти лет уже подавляющее большинство инвесторов – внешних и российских – будут просить премию за финансирование, которое не учитывает ESG-составляющую в своих проектах. Я думаю, что на данный момент эффекта нет, но в ближайшем будущем он будет», – добавляет Средин.