Райффайзенбанк: предприниматели начали экономить на зарплате себе и аренде офисов
Большинство компаний из сегмента малого и микро бизнеса начали активно экономить в последние три месяца, показал опрос владельцев компаний, проведенный Райффайзенбанком в августе 2020 года. Чаще всего предприниматели урезают зарплаты, в первую очередь себе, а также экономят на аренде офиса и транспорте.
На чем экономит малый бизнес
После снятия большинства ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие компании из сегмента малого и микро бизнеса смогли вернуться к полноценной работе. Однако в новых условиях пришлось менять многие процессы, заново изобретать бизнес-модели и экономить. Как показал опрос Райффайзенбанка, 76% компаний стараются тратить меньше. Для остальных в этом смысле почти ничего не изменилось. При этом больше всего экономить приходится предпринимателям в Москве и Ростове-на-Дону — в этих городах об этом заявили 81% и 95% респондентов соответственно.
Чаще всего предприниматели экономят на зарплате себе, аренде офиса и транспорте. Также многим удалось сократить расходы на банковские услуги и обслуживание кредитов.
«Период самоизоляции сказался на работе многих компаний — ограничения на перемещения и работу заставили многих пересмотреть бизнес-модели и структуру расходов. Банки старались поддержать клиентов в этот период. Например, Райффайзенбанк сделал бесплатной доставку справок и выписок для предпринимателей, внедрил возможность получить КЭП и подавать налоговую декларацию полностью онлайн, до конца сентября сделал бесплатным мобильное приложение Райффайзен Бизнес Онлайн и многое другое. Это позволило многим компаниям сэкономить деньги и время и направить эти ресурсы на решение своих стратегических задач», — отметил Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка.
Почти четверть опрошенных смогли полностью отказаться от офиса. Многие смогли договориться о снижении арендной платы или переехать в помещение поменьше.
Доходы и расходы: что меняется быстрее
Большинство компаний столкнулись со снижением доходов. Чаще всего это происходило из-за снижения спроса на продукцию, подорожания товаров и услуг и временного простоя весной 2020 года.
Однако у 12% опрошенных доходы увеличились. И здесь главными факторами стали расширение производства, переход в новую сферу бизнеса и возобновление активной работы после карантина.
При этом почти 40% опрошенных владельцев бизнеса заявили, что их расходы за последние три месяца практически не менялись. Каждый третий участник опроса смог сократить их, и значимой статьей экономии стали налоги и сборы — здесь снижение нагрузки зафиксировали 25% респондентов.
Главными причинами для роста расходов стали расширение производства, траты на материалы и оборудование, а также на логистику.