Надежный факторинг от лидера рынка

В поисках банка, которому можно доверить факторинговое обслуживание, предприятия традиционно обращаются к отраслевым рейтингам. Последние два года лидером факторинга среди банков является Промсвязьбанк*.О преимуществах, возможностях и условиях факторингового обслуживания мы беседуем с заместителем Управляющего Краснодарским филиалом Просвязьбанка Сергеем Сережниковым.

— В октябре рейтинговое агентство "Эксперт" опубликовало полугодовые итоги развития рынка факторинга в России. Промсвязьбанк с оборотом 53 млрд рублей вновь абсолютный лидер. Как удалось сохранить лидерство на падающем рынке?
— Мы ни на один день не прекращали финансирование своих клиентов, даже в самые сложные месяцы. В 2009 году мы активизировали нашу работу с торговыми сетями, чтобы поддержать их поставщиков рублем. В итоге общий объем факторингового финансирования торговых операций Промсвязьбанка превысил 38 млрд рублей, было заключено более 250 новых договоров на факторинговое обслуживание, доля торговли в объеме операций достигла 78,2%.

— Как изменился спрос на факторинг со стороны предприятий Кубани?
— Спрос, безусловно, вырос. В нынешних условиях факторинг — единственный источник финансирования оборотного капитала для тысяч компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа. Использование факторинга сегодня — это переход компаний от стратегии выживания к стратегии развития. Большинство руководителей и собственников предприятий Краснодарского края это поняли, и сегодня мы ведем с ними диалог об условиях сотрудничества.
Например, в октябре наш банк начал работать с калининградским клиентом (а это тоже развитый портовый город) по экспортному факторингу. Это очень интересный вариант торговой операции, реализуемый в рамках международной сети Factors Chain International, в которой мы участвуем с 2003 года. Называется "двухфакторная модель" — иностранный банк или компания, входящая в эту сеть, гарантирует нам возврат валютной выручки от иностранного покупателя, с которым работает наш российский клиент-экспортер. Мы, получив данные от партнера по FCI, финансируем поставку с отсрочкой платежа. По импорту — та же схема, только уже мы гарантируем платежеспособность российской компании, которая получает отсрочку от нерезидента.

— Компании из каких отраслей имеют возможность получить факторинговое финансирование?
— Факторинг — продукт, ориентированный на торговлю. Ее доля в обороте Промсвязьбанка в первом полугодии 2009 года достигла 78,2%, из них около четверти — это продукты питания. В обрабатывающих отраслях половину занимает пищевая промышленность. В то же время мы активно работаем с электроэнергетикой, нефтепереработкой, нефтесервисными компаниями. Значительную долю международного бизнеса банка занимает экспортный факторинг, а также внутренний факторинг для компаний-участников внешнеэкономической деятельности.

— Год назад с рынка ушли факторинговые компании "Еврокоммерц" и "Траст", оставив без оборотных средств тысячи компаний. Как в этих условиях вам удается привлекать новых клиентов?
— Сплавом честности, денег и психотерапии в первом полугодии мы заключили свыше 250 новых договоров, и сейчас наша клиентская база продолжает расти! А если без шуток, то основные причины —  три. Первая — мы стали гораздо интенсивнее работать. Если в кризис опустить руки — после будет не к чему их приложить, бизнес закончится. Поэтому вот уже третий квартал у нас проходит под девизом "Не сбавляйте обороты!" Вторая причина — факторингу как инструменту пополнения оборотных средств сегодня альтернатив практически нет: кредиты дорогие, залоги принимаются с большим дисконтом, чтоб получить деньги, зачастую, нужен административный ресурс. Краткосрочное финансирование без залога по ставкам, сопоставимым с кредитными, сегодня получить можно только по схеме факторинга.

— А третья причина? Люди?
— Совершенно верно. Кризис поделил собственников на два лагеря — на тех, кто выживает, и тех, кто развивается. Многие руководители компаний думают только о том, чтобы взять новый кредит на покрытие старого. Это выживание на грани с иждивением — просить, обивать пороги, ходить на поклон за субсидиями. Если компания настроена на развитие, она придет к нам в банк и получит надежный финансовый рычаг, с помощью которого сможет обойти "выживающих" конкурентов, займет лидирующие позиции и после окончания кризиса свою долю рынка так просто не отдаст.

— Просветительская позиция...
— Конструктивная! Мы сегодня шаг за шагом продолжаем восстанавливать финансовый оборот в торговле, и одновременно реабилитируем репутацию факторинга как продукта, как экономического инструмента.

— Говорят, что инструмент этот отнюдь не дешевый...
— А он и не может быть дешевым, потому что это сложная, комплексная услуга. Мы же не просто даем нашим клиентам короткие деньги без залога, мы обеспечиваем прозрачность финансовых расчетов между нашими клиентами и их покупателями, поддерживаем платежную дисциплину в рамках договора поставки, даем клиентам информацию о платежеспособности и финансовом состоянии покупателя. Это позволяет снизить риски неплатежей, просрочек, мошенничеств. Мы избавляем наших клиентов от массы проблем, которые в условиях кризиса становятся порой критическими для бизнеса.

— Промсвязьбанк оказывает финансовые услуги во многих сферах, корпоративным клиентам и физическим лицам. Насколько приоритетно для Промсвязьбанка направление факторинга?
— Наш приоритет — ускорение финансового оборота клиентов и всей торговли в стране. Факторинг — это финансовый продукт для компаний, нацеленных на лидерство. Промсвязьбанк — лидер рынка факторинга, ежемесячно финансирующий своих клиентов на несколько миллиардов рублей, банк, на который можно опереться.

— Ситуация в экономике постоянно меняется. Какие задачи сегодня могут решить с помощью факторинга ваши клиенты, помимо финансирования оборотного капитала?
— Курс рубля стабилизировался, и статистика сентября показала рост импорта, следовательно, импортеры могут возобновить закупки, а чтобы гарантировать оплату — использовать международный факторинг Промсвязьбанка. Кроме того, объем операций экспортного факторинга растет последние два месяца высокими темпами, и экспортерам нельзя упускать возможность использовать факторинг в работе со своими покупателями, например, перейти с предоплаты на отсрочку. У нас немало примеров, когда именно предоставление отсрочки позволяло выиграть конкурсы на экспортные поставки.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

...что краснодарские энергетики используют факторинг для предотвращения кассовых разрывов, возникающих при расчетах за электроэнергию с промышленными предприятиями. При средней отсрочке платежей в одну-две недели факторинг позволяет сетевым компаниям сохранить ритмичность инкассирования выручки для осуществления расчетов с ОГК, а также текущих платежей, например, за ремонты, оплату труда персонала.

...что использование международного факторинга позволяет предоставлять отсрочку платежа иностранным покупателям, получающим экспортные грузы, в частности нефтепродукты. Для этого применяется двухфакторная модель международной сети Factors Chain International, объединяющая 274 банка и факторинговых компании из 66 стран мира. Российская компания-поставщик, заключив договор факторинга с российским банком, при осуществлении экспортных поставок получает важное конкурентное преимущество перед фирмами, осуществляющими поставки по предоплате. Иностранная компания-покупатель получает от вас лучшее предложение, а факторинговая компания, находящаяся в стране покупателя, гарантирует возврат валютной выручки.

...что уступить банку дебиторскую задолженность можно на любом этапе ее формирования. Так, производители товаров первой необходимости, поставляющие их в розничные сети, согласно договорам поставки смогут получить выручку только через 60 дней, то есть в 2010 году. Однако осуществлять выплаты новогодних премий и закрывать баланс 2009 года им предстоит уже в декабре. Чтоб предотвратить кассовый разрыв и при этом сохранить условия работы с розницей, предприятия используют факторинг не на весь период отсрочки с ноября по январь, а на его часть — с 20-х чисел декабря до января. Ведь чем меньше срок, тем выгоднее процентная ставка при факторинге.
_____________________________________________
*Здесь и далее — поданным рейтингового агентства "Эксперт РА"
__________________________________

Наш Новороссийск, № 45 от 19 ноября 2009

Источник: Пресс-служба ОАО "Промсвязьбанк"