Виктор Носов, Промсвязьбанк: "Цена подписи на договоре факторинга возросла"
На вопросы портала ФакторингПро отвечает Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.
— Каким образом Вы реагируете на изменения
— Наша реакция может быть единственной: если Банк России внес изменения в нормативный документ, обязательный для исполнения кредитными организациями, мы как кредитная организация его выполняем со всеми изменениями. Этот факт не зависит от того, согласны или не согласны с этими изменениями отдельные профессионалы финансового рынка. Практика показывает, что в отсутствие эффективной структуры, способной представить в ЦБ консолидированную позицию участников рынка факторинга, каждый банк использует те формы диалога с регулятором, которые ему доступны. Наш банк — не исключение.
— Собирается ли Промсвязьбанк создавать дочернюю факторинговую компанию?
— Мы рассматриваем все возможные варианты развития факторингового бизнеса, в том числе с использованием дочерней факторинговой компании. Мы внимательно смотрим на движение рынка, на изменения в законодательстве и в нормативном регулировании финансово-банковской сферы. Если эти и ряд других факторов сложатся таким образом, что эффективнее будет развивать факторинг в дочерней компании, такая компания появится на рынке и войдет в число лидеров.
— Каким образом в нынешних условиях Вам удается мотивировать и сохранять профессионалов. Как решать проблему "кадрового голода" в факторинге?
—
— Есть ли на нынешнем рынке конкуренция, и будет ли она в 2010 году?
— Конкуренция существует на любом рынке, рынок факторинга — не исключение. Вопрос в том, что это за конкуренция — по процентным ставкам, по качеству, по размерам филиальной сети, по скорости принятия решений о финансировании клиентов. Последние год-полтора основная конкуренция разворачивается вокруг стоимости фондирования. Что будет в 2010 году — зависит от ситуации на рынке долгового капитала, на МБК, от ситуации с ликвидностью в финансовой системе в целом, от активности государства на рынке факторинга, от того, получит ли рынок регулятора. Спрос на факторинг сохранится, будет расти — это главное.
— По Вашей оценке, после начала роста российской экономики, сколько времени потребуется факторам для выхода на докризисный уровень продаж, уровня принятия рисков?
— Не совсем корректно рассчитывать на рост экономики и строить прогнозы исходя из этого критерия. Даже при стагнирующей экономике потребление может расти таким образом, что работы хватит для всех Факторов. А вот уровень принятия рисков не восстановится еще год-два при условии позитивного развития общей макроэкономической ситуации и финансовых рынков. "Откатить" систему риск-менеджмента будет сложнее.
— Можно ли было, на Ваш взгляд, усилиями игроков рынка факторинга предотвратить ситуацию вокруг ФК "Еврокоммерц"?
— Любой бизнес нацелен на извлечение прибыли. На рынке факторинга так сложилось, что каждый извлекает прибыль
В настоящее время что происходит? Все испугались, закрыли финансирование сомнительных клиентов, "почистили" портфели и ужесточили риск-менеджмент. И ждут, когда придут очередные еврокоммерцы и начнут размахивать веслами и деньгами, набирать клиентов и финансировать все, что имеет запись в ЕГРЮЛ. Чтобы затем встроиться в этот тренд и провести еще несколько лет на ежегодно удваивающемся рынке.
Пока вот этот пубертатный комплекс на рынке факторинга не будет изжит, на виражах экономических циклов некоторые его участники будут сползать в пропасть.
— На сколько лет назад отбросил кризис рынок факторинга, в чем это выражается?
— Не соглашусь с постановкой вопроса. В том, что касается организации управления, риск-менеджмента, контроля над операционными издержками кризис двинул рынок факторинга на несколько ступенек вверх. Цена подписи на договоре факторинга возросла. Это — позитив. Объемы рынка восстановятся, темпы роста будут на уровне среднеевропейских — в этом сомнений нет. Торопиться не нужно.
— Собираетесь ли Вы в ближайшее время предлагать клиентам
— Мы уже сделали это. Но не для того, чтобы сообщить об этом в газете, а чтобы нашим клиентам было легче и удобнее работать.
— Как Вы могли бы охарактеризовать основные преимущества, которые получают клиенты, выбравшие в качестве фактора именно Промсвязьбанк?
— Опыт, команда, технологии, качество, справедливое и прозрачное ценообразование, индивидуальный подход, полный спектр услуг.
______________________________
ФакторингПро.ру 17 сентября 2009
______________________________
Источник: Пресс-служба ОАО "Промсвязьбанк"