Группа ВТБ: каждый третий автовладелец в ЮФО меняет машину раз в 4–5 лет
Треть автовладельцев в Южном федеральном округе (34%) в среднем меняют машину каждые 4-5 лет. У большинства первый автомобиль был отечественного производства и появился в возрасте до 30 лет. Такие результаты показал совместный опрос* ВТБ и «Открытие Авто».
Использовать автомобиль «до последнего» предпочитают 20% жителей ЮФО. Каждый десятый респондент заявил о том, что меняет машину через 2-3 года после ее покупки. Ежегодно другое авто приобретают 2% южан. 14% пересаживаются в другой автомобиль через 6-7 лет владения предыдущим. Еще 8% используют одну машину 8-9 лет. 12% сказали, что ездят на каждой машине не менее 10 лет.
Проведенное исследование также показало, что около 50% автовладельцев купили свою первую машину до того, как им исполнилось 25 лет, причем 3% обзавелись личным средством передвижения еще до собственного совершеннолетия. 27% решились на покупку, достигнув 26-30 лет. 11% начали водить до 35 лет, а 9% до 45 лет.
При этом большая часть (59%) опрошенных приобрели свой первый автомобиль на заработанные или накопленные средства, 20% воспользовались полным или частичным кредитом. 12% получили автомобиль в подарок, а 2% унаследовали. 5% респондентов занимали деньги в долг у друзей и/или родственников.
У 59% первый автомобиль был отечественного производства.
Число машин, которыми владеют южане, ожидаемо зависит от возраста респондентов: у молодежи до 35 лет это одна - две машины, представители более возрастной аудитории (от 56 лет) указывают, что имели в собственности более трех авто. При этом мужчины заявляют, что владели большим числом автомобилей в течение жизни, чем женщины (38% против 20%).
63% опрошенных сообщили, что в их семье только одна машина, 31% сказали, что две. У 3% в семьях оказалось три машины.
57% респондентов считают изменение линейки представленных на рынке марок ограничивающим фактором из них 17% отметили большое количество китайских брендов, которые пока не заслужили доверия потребителей. При этом 40% находят текущий выбор удовлетворительным: 9% покупают или планируют покупку отечественных авто, а 31% предпочитают выбирать авто на вторичном рынке, где выбор остался столь же широким.
«Несмотря на серьезные вызовы для отечественного авторынка, с которыми он столкнулся в прошлом году, уровень автомобилизации в России растет. По данным ВЦИОМ, сегодня одна или несколько машин есть более чем у 60% семей, в этом году приобрести авто планирует четверть опрошенных россиян. На этом фоне мы фиксируем активный спрос на автокредиты, которые помогают клиентам осуществить планы. В первом полугодии россияне заняли на покупку машин рекордные 606 млрд рублей, что на 19% превышает результат первой половины рекордного 2021 года. Факторами роста выступают отложенный спрос 2022 года, активное проникновение китайских брендов, а также увеличение интереса к отечественным авто: их доля в продажах выросла в 1,5 раза», – прокомментировал начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
«В ближайшее время цены на могут продолжить корректироваться, поэтому имеет смысл присмотреться к представленным на рынке вариантам. В пределах 1,5 млн рублей из машин эконом-сегмента можно выбрать любые марки на первичном и вторичном рынке, на них есть альтернативные запчасти. Владеть премиальными автомобилями за 1,5-2,5 млн рублей будет дороже: в целом, на них налажен параллельный импорт, но запчасти приходится ждать уже дольше. В долгосрочной перспективе стоит обратить внимание на китайские бренды - из-за количества сервисных центров и стабильной доступности комплектующих. К примеру, Haval Jolion, Geely Coolray, Haval F7, Chery Tiggo 4 из-за своей популярности представлены в большом количестве и в сегменте новых авто, и на «вторичке», а значит, есть из чего выбрать. Кроме этого, все больше автопроизводителей из КНР предлагают выгодные субсидии при кредитовании своих брендов», — отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
*В опросе «Открытия Авто» и ВТБ приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 18 до 65 лет, имеющие автомобиль в собственности или планирующие его приобрести. Репрезентативная выборка охватила свыше 1,5 тысяч человек.