Октябрьские перемены: что изменится в кошельках россиян
ЖКХ, поезда, семейная ипотека и правила для самозанятых — разбираем главные финансовые новации месяца без лишней паники.
Октябрьский пересмотр
В октябре россиян ждет несколько изменений, касающихся личных финансов. Часть из них направлена на уменьшение содержимого кошельков. Расскажем о главных новациях.
Вырастут тарифы ЖКХ
С 1 октября в России начнется второй этап индексации коммунальных тарифов.
-
Первый раз тарифы повысили на 1,7% с 1 января — из-за увеличения ставки НДС с 20 до 22%.
-
Октябрьская индексация будет куда масштабнее — в среднем от 8 до 22 процентов в зависимости от региона.
Подорожают билеты на поезд
С 1 октября на 9,2% индексируется стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования. На столько же вырастут тарифы на перевозку багажа.
-
Цены в купе и СВ по-прежнему не регулируются — перевозчики устанавливают их сами.
-
Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки вырастут на 8,5%.
Новый способ внесения наличных
С 1 октября банки получат техническую возможность запускать пополнение счетов клиентов через банкоматы сторонних кредитных организаций с использованием Системы быстрых платежей (СБП).
Но есть нюансы:
-
за зачисление денег на счет чужого банка могут устанавливаться комиссии;
-
лимиты Банка России при зачислении через СБП в чужих банкоматах — до 25 тыс. рублей за операцию, до 50 тыс. в сутки и не более 200 тыс. в месяц;
-
внедрение сервиса остается на усмотрение самих банков-посредников.
Изменения в семейной ипотеке
С 1 октября семейная ипотека заработает по новым условиям. Ставка и максимальная сумма кредита теперь зависят от количества детей и региона проживания: чем больше детей, тем ниже ставка и выше сумма.
Обязательное условие для всех — хотя бы один ребенок должен быть младше 7 лет на момент заключения договора.
Для всей России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей (у них свои параметры), действуют такие условия:
-
1 ребенок — до 6 млн рублей по ставке 10% годовых;
-
2 ребенка — до 8 млн рублей, ставка 8%;
-
3 ребенка — до 10 млн рублей, ставка 6%;
-
4 ребенка — до 10 млн рублей, ставка 4%;
-
5 детей и более — до 10 млн рублей, ставка 2%.
Семейную ипотеку можно оформить на квартиру или дом на первичном рынке либо на строительство дома. Вторичное жилье разрешается приобрести:
-
семьям с детьми-инвалидами в регионах, где нет строящихся многоквартирных домов;
-
в городах, где МКД не строятся или их не более двух, — только для семей с детьми до 6 лет включительно.
Для строительства частного дома, его завершения или покупки земли с последующим возведением жилья ставка остается на уровне 6%. Она не зависит от количества детей и региона. Также 6% будет действовать, если заемщики подходят под условия программы по числу детей и сами оплачивают 50% или более стоимости объекта.
Новые условия применяются к договорам, выданным с 1 октября 2026 года, сообщает Минфин.
Новые лимиты для самозанятых
С 1 октября начнет действовать постановление правительства России № 760 от 19 июня 2026 года. Оно ограничивает плательщиков налога на профессиональный доход в возможностях удаленной работы через электронные площадки.
Что меняется:
-
если самозанятый удаленно взаимодействует с заказчиком не менее 60 часов в месяц в течение шести месяцев подряд, это считается систематической занятостью;
-
платформа, через которую происходит взаимодействие, обязана приостановить выдачу и прием заказов именно в этой паре «заказчик — исполнитель».
Таким образом хотят пресечь схему, когда компания нанимает людей через платформы как самозанятых, хотя по факту они работают как штатные сотрудники. Например, магазин набирает через посреднические платформы курьеров, сборщиков, грузчиков и оформляет их как самозанятых. Вместо 13% НДФЛ и порядка 30% страховых взносов платится только 6% налога на профдоход, который удерживается из дохода исполнителя.
Но есть исключения:
-
самозанятый сохраняет право брать заказы у других заказчиков через ту же платформу;
-
нововведение не распространяется на прямые договоры без участия платформы и на заказы без почасового учета;
-
если хотя бы в одном месяце исполнитель отработает меньше 60 часов, отсчет шестимесячного периода обнулится.
Штрафы для самозанятых за превышение лимита пока не предусмотрены. Однако если налоговая выяснит, что отношения с самозанятым имеют признаки трудовых, заказчика могут оштрафовать и доначислить ему НДФЛ, страховые взносы и пени, пишет КаспийИнфо.
«С днем рождения!» за 20 миллионов: сколько государство тратит на поздравления через «Госуслуги»
После 60 жизнь только начинается: о каких льготах молчат в МФЦ