От рутины к предиктивной медицине: как ИИ встраивается в повседневную практику врачей и пациентов
На международном форуме «Российская неделя здравоохранения — 2025» в МВЦ «Крокус Экспо» Сбер провёл дискуссионную сессию «Врачи + ИИ: будущее, которое наступило». Цифровые решения берут на себя всё больше задач, которые раньше выполняли врачи. От экспериментов с искусственным интеллектом отрасль перешла к его активному применению. Что ждёт нас в будущем и как эффективно выстроить взаимодействие с ИИ? На эти вопросы ответили эксперты отрасли.
По словам генерального директора Национальной ассоциации медицинских информатиков, пользователей и разработчиков технологий искусственного интеллекта и базы медицинских знаний Бориса Зингермана, сейчас мы входим в новую реальность: привычная парадигма «врач + ИИ» размывается, ведь к врачу всё чаще приходят пациенты, уже использовавшие ИИ и имеющие сформированное с его помощью мнение.
Директор лаборатории «Сильный ИИ в медицине» Института AIRI и профессор Сколтеха Дмитрий Дылов подтвердил, что пациенты всё чаще приходят на приём подготовленными: «ГигаЧат уже прошёл аккредитацию по восьми специализациям, и на первый взгляд кажется, что от него можно получить исчерпывающий ответ. Однако пользователю необходим особый подход. Скажем, система предлагает три наиболее вероятных диагноза с указанием их вероятности. Такой формат помогает пациенту прийти к врачу с обоснованной гипотезой, не нарушая клиническое мышление специалиста, тем более что заключение врача будет, скорее всего, подготовлено при поддержке такой же языковой модели. Исключение — сложные случаи с сопутствующими заболеваниями, где риск нелинейный и требует цифрового консилиума. Эти модели только предстоит создать».
Читайте также:
Буквально на днях ГигаЧат успешно прошёл восьмую аттестацию по специальности «Диетология» в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова. Теперь к ИИ можно обращаться за рекомендациями по питанию и здоровому образу жизни. Новый сертификат по диетологии подтверждает, что нейросеть Сбера способна помогать врачам и пациентам в том числе в этой сфере, которая имеет огромное значение для каждого человека. При этом рекомендации, сформированные моделью, носят информационный характер и не заменяют очную консультацию специалиста.
Медицинский директор СберЗдоровья Владислав Мохамед Али отметил, что компания стремится сократить рутинные процессы в работе врача с помощью ИИ-ассистентов. Второй фокус — сопровождение пациента ИИ-помощником не только в процессе лечения, но и в течение всей жизни. «ИИ-помощник не только помогает с ответами на медицинские вопросы, расшифровывает анализы, но и может мотивировать человека вести здоровый образ жизни. Такая проактивность позволяет сместить акцент с лечения болезней на рутинный мониторинг здоровья, а технологии экспресс-оценки и помощники на базе ИИ станут инструментами для использования на ежедневной основе», — добавил эксперт.
Эффективность ИИ для врачей подтверждена и на региональном уровне, в частности в Ростовской области. Ранее, в августе 2025 года, Сбер успешно завершил пилотный проект по внедрению программы для голосового заполнения медицинских документов Voice2Med на базе Детской городской поликлиники № 1 в Ростове-на-Дону. Инновационное решение позволило сэкономить врачам более 20% рабочего времени.
«Наш пилотный проект в ростовской поликлинике подтвердил: решение Voice2Med экономит врачам рабочее время. Это не просто технология — это реальная помощь тем, кто ежедневно спасает жизни. Сбер продолжает развивать инновационные продукты, которые делают профессиональные задачи проще, а качество услуг — выше. Уверен, что голосовое заполнение документов станет новым стандартом в медицине, и мы масштабируем этот опыт», — отметил управляющий Ростовским отделением Сбербанка Константин Бугрим.
__mz3m1dh.jpg)