Притягивающий богатство красный кошелек, сила «денежного» дерева и другие народные приметы, чтобы сохранить и приумножить свое благополучие: накануне Хэллоуина Райффайзенбнак провел исследование*, чтобы выяснить, в какие суеверия, связанные с финансами, верят россияне.
«Я, конечно, не суеверный, но...»
Только 43% россиян признались, что считают себя суеверными. При этом хотя бы раз услугами гадалки пользовалась четверть всех опрошенных, 18% обращались к астрологу и 12% — к экстрасенсу. Главная причина (37%) обращения к сверхсилам — поправить дела в любви и отношениях, вторая по значимости — здоровье (20%), и только 15% подобного рода запросов связаны с финансовым положением. Чаще всего респонденты находили нужные контакты у родных или друзей (58%) либо в инстаграме (17%), а 8% сказали, что доверились контекстной рекламе в интернете.
Интересно, что 61% опрошенных уверены, что не сталкивались с мошенничеством в этой сфере. При этом 21% затруднились с ответом на этот вопрос. Больше половины обманутых респондентов (67%) потеряли на таких услугах до 5 тыс. рублей, а 15% — до 10 тыс. рублей, что практически сопоставимо с прожиточным минимумом в стране.
«Удивительно, вне логики, но работает»
«Нагадила птичка, и выиграл в лотерею», «Дала в долг вечером, не отдали до сих пор», «Как-то посвистел в конторе — лишили премии!», «Свистела моя сестра на весь дом, ей все говорили о примете, она не верила, в итоге в этот же день потеряла кошелек на пляже» — это лишь малая часть примеров, которыми охотно во время опроса делились респонденты. И только треть опрошенных сказали, что не подвержены финансовым суевериям.
В силу красного кошелька и денежного дерева (то, что они притягивают богатство) верят и проверяли на себе — 8% и 11% опрошенных соответственно. Россияне также обращают внимание на фазу Луны перед началом нового дела или выходом на новую работу (17%), перед тем, как взять в долг, и особенно у банка (выход на ипотечную сделку или подписание кредитного договора, 12% респондентов) или покупкой акций (2%). Каждый десятый опрошенный россиян хотя бы раз в жизни принимал инвестиционное решение, основываясь на сне, который увидел накануне. И почти в половине случаев (49%) это было решение о покупке акций.
* В опросе приняли участие более 1 000 жителей семи крупных городов страны, включая Москву и Санкт-Петербург. Возраст 65% респондентов — 26-45 лет. Соотношение мужчин и женщин: 43% и 57% соответственно. Доход 43% опрошенных составляет 30-60 тыс. рублей в месяц.