«Для 40% выживание — это уже успех». Альфа-Банк изучил настроения в малом бизнесе

Юга.ру
Альфа-банк © Изображение пресс-службы Альфа-банк

Изображение пресс-службы Альфа-банк

25 марта Альфа-Банк представил исследование «Пульс малого бизнеса» о настроениях предпринимателей во второй половине 2019 года.

Совокупный индекс остался на прежнем уровне — минус 33. Это говорит о преобладании негативных настроений (индекс колеблется от 100 до –100). При этом восприятие текущей ситуации чуть улучшилось (до –13 в своем бизнесе и –69 в стране), но ожидания от будущего полугодия упали до уровня посткризисного 2015 года (до 0 в своем бизнесе и –48 в стране).

Детали исследования:

В опросе участвовало 3351 клиент банка — ИП, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. Респонденты из основных отраслей, в которых занят малый бизнес РФ, — розничная торговля и опт, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.

Вопросы респондентам охватывают следующие темы:

  • Бизнес-ожидания компании: оценка экономической ситуации в стране/ отрасли, покупательская способность, зависимость компании от импорта.
  • Финансовое положение компании и планы на будущее: прибыль, выручка, планы развития бизнеса, критерии успеха.
  • Продажи и количество клиентов: частота покупок, размер среднего чека, количество клиентов.
  • Экспорт и импорт: доля в обороте, планы по изменению доли, влияние санкций.
  • Профиль бизнеса: город, пол, возраст, должность, сфера деятельности, количество сотрудников в компании.

На основе полученных ответов рассчитан «Индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, значения индекса могут изменяться от −100 до 100. Положительные значения показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.

Индекс замеряется с 2015 года.


Аналитики Альфа-Банка видят позитивный момент в том, что та угроза снижения покупательской способности населения, которую предприниматели называли полгода назад, пока не реализовалась. На восстановлении потребления сказались ускорение бюджетных расходов (повышение зарплат в госсекторе) и эффект от длительного периода смягчения монетарной политики Центробанка.

Кроме того, улучшение результатов малого бизнеса связано с сезонным фактором — второй квартал традиционно сильнее первого. 26% компаний фиксируют рост числа клиентов, 23% — выручки и 18% — прибыли. 12% повысили зарплату сотрудникам. При этом рост малого бизнеса ощущался неравномерно и остался сконцентрированным в некоторых отраслях: строительстве (рост на 9 пунктов до –11), маркетинге и бизнес-услугах (на 8 п. до –6), производстве (на 6 п. до –9) и грузоперевозках (на 4 п. до –11).

Автор проекта experience отеля в Веселовке:

Для панорамности картины здесь и далее Юга.ру сопроводили материал ссылками на интервью с предпринимателями-амбассадорами проекта «Мой бизнес», запущенного Департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Интервью были взяты и опубликованы в декабре 2019-го.

Пессимизм в цифрах

Несмотря на улучшение ситуации, предприниматели практически потеряли веру в грядущее благополучие: индекс ожиданий от своего бизнеса упал сразу на 7 п. до нуля, а индекс макроэкономических ожиданий остался на –48. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом, административными барьерами и значительной долей госсектора в экономике. Предприниматели не видят себя бенефициарами госинвестиций, которые направлены преимущественно на крупные нацпроекты.

Только каждый четвертый предприниматель считает свой бизнес успешным. Для трети позитивно настроенных респондентов понадобилось более 5 лет, чтобы дать такую оценку. Половина из тех, кто еще не достиг успеха, готовы ждать не более 3 лет. Характерно, что критерием успеха около 40% предпринимателей считают выживание. Четверть намерены закрыть или продать бизнес, эта доля растет.

Ключевые проблемы предпринимателей

Проблема малого бизнеса №1 — высокая налоговая нагрузка: более 50% остро испытывают последствия от повышения НДС. Почти столько же (48%) обеспокоены потребительским спросом, в том числе — на фоне мер ЦБ по охлаждению кредитования населения. На третьем месте проблем — недостаток средств для развития (35%).

Самые пессимистичные ожидания — в розничной торговле (индекс –5). Кроме названных проблем, отрасль обеспокоит обострение конкуренции с крупными компаниями, высокая цена аренды, необходимость перестраиваться под новые законы (ФЗ-54 об обязательных онлайн-кассах в малом ритейле, чипирование/маркировка одежды). Чтобы сохранить рентабельность, 42% розничных компаний пересматривали модель продаж за последние полгода.

В топ-10 проблем строительной отрасли также вошли бюрократия и коррупция в проверяющих органах (с ней сталкиваются 18%), ненадежность партнеров (15%) и дороговизна квалифицированных кадров (22%).

Компании, вовлеченные во внешнюю торговлю, ощущают влияние торговых конфликтов между США и Китаем, ослабивших экспорт РФ, и замедления экономики Китая, которое особенно ощутимо из-за растущей зависимости внешнеторгового оборота РФ от этой страны (с 8% в 2009-м до нынешних 16%). Как показывает макроэкономическая статистика, ненефтяной экспорт снизился на 2% г/г в 1 полугодии 2019. И, несмотря на рост на 7% г/г из-за хорошего сельхоз-урожая в 3 квартале, совокупная доля компания, связанных с экспортом, сокращается и не превышает 8%.

Производитель деревянной кухонной утвари, востребованной зарубежом:

На фоне торговых войн и роста тревожности в мировой экономике малый бизнес концентрируется на внутрироссийском спросе — модель развития меняется от глобализации к защите и развитию локального рынка. Это отражает и исчерпание резервов роста: малый бизнес едва выживает и не имеет ресурсов для выхода на внешние рынки. Доля компаний, связанных с импортом, снизилась до 20%, из них 40% сократили объем зарубежных поставок.

Пессимизма меньше в маркетинге, бизнес-услугах (индекс ожиданий от своего бизнеса +12) и IT (+5). Спрос на эти услуги стабильно рос на протяжении лет, операционные расходы не велики, работать с клиентами можно дистанционно и интегрироваться на любой рынок, есть налоговые льготы — все это делает сферы перспективными. При этом именно их представители (а также — розничной торговли и связи) больше всего тратят на автоматизацию бизнес-процессов, что в перспективе может закрепить их положение.

Каковы пути решения?

Первоочередными задачами все сферы малого бизнеса называют сохранение прибыльности и клиентской базы при жесткой конкуренции, колебания покупательской способности и роста налоговой нагрузки. Бороться за клиентов предприниматели намерены:

  • повышением качества сервиса (40%),
  • расширением линейки товаров/услуг (38%),
  • повышением их качества (37%),
  • гибким ценообразованием (оплата с отсрочкой платежа — 29%, снижение цен — 29%, запуск программ лояльности — 26%).

Малый бизнес рассчитывает на собственные силы: 73% считают, что к росту прибыли могут привести внутренние изменения в компании (развитие, активная работа, повышение качества услуг). ЧИсло респондентов, надеющихся на господдержку, сократилось до 10%. Действующие программы поддержки не дали заметного результата, и малый бизнес не верит риторике государства о снижении нагрузки на бизнес. 64% уверены, что текущая госполитика в отношении малого бизнеса негативно влияет на его прибыльность.

При этом, по мнению респондентов, развитию малого бизнеса могут помочь снижение налоговой нагрузки, рост потребительского спроса, смягчение банковской политики по кредитованию малого бизнеса.