Каждый пятый клиент сервисов онлайн-кредитования - предприниматель

Юга.ру
 © Pixabay.com

Pixabay.com

Компания MoneyMan представила портрет клиента сервисов альтернативного кредитования. Для этого были изучены характеристики заемщиков: пол, возраст, семейное положение, тип занятости, образование, заработная плата. В рамках исследования изучены данные более 6 тысяч пользователей в ЮФО.

54% заемщиков имеют высшее образование

Большинство клиентов являются мужчинами — в 2017 и 2016 году их доля в числе заемщиков составила 59% и 58% соответственно. При этом чаще остальных онлайн-займами пользуются молодые люди в возрасте 18-30 лет. В 2016 году на таких клиентов пришлось 48% договоров, а к 2017 году они стали более активны и заняли 54% всех выданных займов.

Значительная часть заемщиков находится в возрасте от 31 до 40 лет — это 29% клиентов, которые являются целевой группой онлайн-компании. Эти пользователи часто берут займы и возвращают заемные средства вовремя. С годами количество таких клиентов растет, что говорит о вовлечении данной возрастной категории в сферу онлайн-технологий.

Люди старше 50 лет пользуются онлайн-займами меньше остальных групп, и их доля постепенно снижается. В 2016 году такие клиенты заключали 7% договоров, а в 2017-м — 6%. Однако абсолютные значения этой возрастной группы растут. Это объясняется тем, что постепенно старшее поколение обучается онлайн-технологиям и активно пользуется ими в интернете. Например, популярны среди этой категории сервисы онлайн-банкинга и портал госуслуг.

Онлайн-займами чаще пользуются одинокие пользователи, никогда не состоящие в браке или находящиеся в разводе — они получили 54% займов. Однако в 2017 году активнее стали и люди в гражданском или официальном браке. За период их доля выросла на 2% и составила 46%.

Клиенты с дипломом о высшем образовании составляют 55% всех заемщиков, при этом 5,7% из них получили ученую степень. Также 17% клиентов не закончили обучение в вузе. Среди опрошенных доля заемщиков со средним специальным образованием составляет 26%. Доля клиентов, получивших только общее среднее образование, составляет лишь 2%.

3,7% клиентов зарабатывают более 100 тыс. рублей в месяц

Наемные работники берут займы чаще всех: в 2017 году их доля составила 72%. В 2016 году значение было примерно то же — 74%. Активнее пользоваться займами стали предприниматели из малого бизнеса: за период доля таких клиентов увеличилась на 2% и составила 20% всех займов.

Доход 25% опрошенных находится в пределах 18-20 тыс. руб./мес. Еще четверть клиентов зарабатывает в пределах 20-30 тыс. руб./мес. Зарплата пятой части клиентов (20%) составляет 30-40 тыс. руб./мес. Более 40 тыс. руб./мес. зарабатывает 15,6% заемщиков, при этом 3,7% зарабатывает более 100 тыс. руб./мес.

Микрозаймами пользуются обычные граждане, нуждающиеся в срочной финансовой поддержке. Они имеют возможность брать кредиты в банках, но пользуются услугами небанковского кредитования, потому что деньги на срочные нужды в онлайн-компаниях можно получить в течение 15 минут на собственную банковскую карту или интернет-кошелек.

Интернет-займы интересны продавцам и стеклодувам

Специалисты узнали, что 15% заемщиков трудятся в бюджетной сфере. К ним относятся сотрудники МЧС и военные (5,5%), преподаватели (5,2%), а также работники медицинской сферы (3,4%).

Еще 13% пользователей трудятся в сфере обслуживания и сервиса. Среди них встречаются водители (5,2%), сантехники и ремонтники (3,3%), повара и другие работники общепита (2,5%).

В строительной индустрии работают 8% клиентов, большинство из которых сварщики (4,1%). Также встречаются маляры, строители, прорабы.

Из сектора торговли приходят 16% заемщиков. В их числе мерчендайзеры, консультанты, кассиры, администраторы залов. Почти 11,5% договоров заключено с менеджерами.

Инженеры составляют 5% заемщиков. Также 4% клиентов приходят из сферы IT: программисты, разработчики, администраторы. Кроме того, клиентами онлайн-компаний являются работники сферы искусства (1,6%), работники добывающей отрасли (1,9%) и промышленности (2,4%), а также сотрудники охранных бюро (1,8%). Также займами пользуются сотрудники, чья работа напрямую связана с финансами и правом. В 2017 году доля таких заемщиков составляет 15%, что на 1,5% больше, чем годом ранее. В их число входят сотрудники из экономических и юридических отделов компаний. Лица, обладающие знаниями в области кредитных отношений, тоже активно берут онлайн-займы, предварительно оценив связанные с ними риски.

Среди заемщиков 4,8% обладают редкими профессиями. Например, встречались такие профессии, как бармен и массажист. Из «строительных профессий» выделились печник и арматурщик. Больше всего специалистов удивили профессии парфюмера и стеклодува.

«Исходя из полученных во время исследования данных, можно сделать вывод о проникновении альтернативных займов во все области деятельности людей. Онлайн-займами пользуются как подкованные в данном вопросе экономисты и юристы, так и продавцы, учителя, строители, программисты и представители множества других профессий. Клиентами онлайн-сервисов являются обычные граждане, а не безработные или неформалы. Это говорит о том, что люди стали лучше разбираться в финансовых инструментах и теперь грамотно используют их в жизни, когда это необходимо», — отметил генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.