Исследование Тинькофф Джуниор: за 5 лет дети стали в 2 раза реже пользоваться наличными для оплаты

Юга.ру
 © Фото Kilian Seiler с сайта Unsplash.com

Фото Kilian Seiler с сайта Unsplash.com

Tinkoff Data и Тинькофф Джуниор проанализировали, как изменился портрет типичного пользователя детской карты за пять лет. В исследовании учитывались операции по картам более 4 млн клиентов Тинькофф Джуниор, совершенные на конец первого квартала 2024 года и ранее.

Основные выводы:

  • За пять лет дети стали чаще совершать покупки: в марте 2019 г. — в среднем 10 покупок ежемесячно, в марте 2024 г. — 16 покупок. Расходы за этот период увеличились на 39%.
  • Дети стали реже пользоваться наличными для оплаты, и с каждым годом доля снятия наличных в общем объеме детских трат сокращается. По данным за март 2024 года, топ-5 городов, где дети чаще всего оплачивают покупки онлайн: Москва, Самара, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфа.
  • Самый активный с точки зрения онлайн-покупок день у детей в школьное время — суббота, в каникулы — пятница. По месяцам пик трат у них всегда приходится на август.
  • В регионах России родители стали чаще оформлять детям банковские карты. По данным на март 2024 года, две трети (64,8%) живут за пределами городов-миллионников — в марте 2019 года на эту категорию приходилось 51,1% всех владельцев детских карт.
  • Дети часто обращаются за помощью к виртуальным ботам в мобильном приложении: каждый второй ребенок возвращается к виртуальному помощнику через неделю после первого общения, каждый третий — продолжает пользоваться через две недели.
  • Чаще всего оформляют своему ребенку карту женщины в возрасте 36 лет и мужчины в возрасте 39 лет.
  • В 2023 году 51,7% держателей детских карт мальчики, а 48,3% — девочки. Чаще всего детскую карту оформляют 11-летним детям.

Портрет типичного пользователя детской карты в 2024 году и 2019 году

За пять лет у детей значительно выросли расходы — на 39%: в марте 2019 года в среднем по России они тратили 2704 рублей (с учетом оплаты картой и снятия наличных), а в марте 2024 — 3770 рублей. Рост расходов связан с увеличением количества ежемесячных покупок: в марте 2019 г. — в среднем 10 покупок, в марте 2024 г. — 16 покупок.

По данным исследованиям, на конец первого квартала 2024 года дети менее активно пользуются наличными для оплаты, чем пять лет назад: доля снятия наличных в общем объеме трат снизилась в два раза — с 15% до 7%. При этом потребительские предпочтения владельцев детских карт особо не изменилось за 5 лет — больше всего денег они тратят в супермаркетах и в общепите. Чаще всего в продуктовых магазинах дети покупают жевательные конфеты и драже, выпечку, сухарики и газировку.

Кто пользуется детскими банковскими картами

Согласно исследованию, в 2023 году 51,7% держателей детских карт мальчики, а 48,3% — девочки. Чаще всего детскую карту оформляют 11-летним детям.

Женщины оформляют детям карты в 2 раза чаще, чем мужчины (66,5% против 33,5%). Чаще всего оформляют своему ребенку карту женщины в возрасте 36 лет и мужчины в возрасте 39 лет.

В какое время года дети тратят чаще всего

Традиционно летом дети тратят больше, чем в другие времена года, так как во время летних каникул у них больше свободного времени на покупки и развлечения. Так, с июня по август 2023 года средние расходы по детской карте в России достигли в сумме 10196 рублей — на 23% больше, чем летом 2019. При этом количество покупок ежемесячно летом 2023 выросло на 48% по сравнению с летом 2019 г. Пик трат всегда приходится на август: по сравнению с июнем и июлем 2023 года расходы по детским картам в августе выросли на 12,9% и 14,4% соответственно.

Также дети традиционно увеличивают расходы накануне Нового года. Например, в декабре 2023 года пользователи детских карт потратили на 16,6% больше, чем в ноябре.

Активные дети в регионах

Все чаще детские карты оформляют в различных регионах России. По данным на март 2024 года, две трети их держателей (64,8%) живут за пределами городов-миллионников — в марте 2019 года на эту категорию приходилось 51,1% всех владельцев детских карт. На Москву приходится 10,7% (в 2019 году было 21,4%), еще 5,4% живут в Санкт-Петербурге (было 8,5%) — снижение показателей в этих двух городах связано с ростом количества детей, у которых есть банковские карты, в регионах.

Лидерами по средним тратам по детской карте традиционно выступают Москва (5731 руб. в марте 2024 г.), Санкт-Петербург (4781 руб.), третье место занимает Новосибирск (4110 руб.). Однако если смотреть по частоте покупок — то в топ-3 входят Воронеж, Краснодар и Красноярск; в каждом из этих городов по детской карте в марте было совершено в среднем 20 покупок.

По данным за март 2024 года, чаще всего дети оплачивают покупки онлайн в таких городах, как Москва (доля онлайн-покупок составляет 17% от общего объема покупок), Самара (14%), Санкт-Петербург (14%), Нижний Новгород (12%), Уфа (12%).

Как и когда дети оплачивают покупки 

Большая часть транзакций при использовании детских карт приходится на покупки в офлайне. Только 12% транзакций происходят в онлайне в марте (у россиян в среднем 19% покупок в онлайне). Такой процент онлайн-покупок у детей может быть связан с тем, что родители ограничивают своему ребенку оплату в интернете из-за возможных импульсивных покупок. 

Во время учебы пользователи детских карт совершают в офлайне покупки по картам чаще, чем в выходные. При этом чем ближе к выходным — тем чаще дети тратят денежные средства: на понедельник приходится 14% покупок в офлайне, а на пятницу — 15,9%. Большая доля покупок в будни в учебное время — в районе 14:00. Заметная транзакционная активность в будни обычно наблюдается с 7 утра до 10 вечера. 

В субботу совершают 13,5% офлайн-покупок за неделю, активнее всего покупки совершают с 14:00 до 17:00. А в воскресенье дети делают 11,4% офлайн-покупок, причем больше всего — после 15:00. Заметная транзакционная активность в выходные обычно с 8:00 (на час позже, чем в будни) и до 22:00. 

В каникулы и выходные чаще всего проводят вместе с родителями, поэтому дети совершают покупки реже, чем в будни. Самый активный с точки зрения онлайн-покупок день у детей в каникулы — пятница (14,9%). По месяцам пик трат у них всегда приходится на август. Для покупок в онлайне распределение по времени более равномерно в течение дня — активно дети пользуются картой с 6–7:00 до 1–2:00. Существенных различий между учебным временем и каникулами также нет, но в каникулы школьники немного больше закупаются в онлайне по ночам.

На что дети чаще всего копят 

Чаще всего дети копят на iPhone. В топ-3 желаемых товаров также входит телефон другой модели и iPad или компьютер.

Однако сумма, которые есть на детских копилках, зачастую далека от цели. В 46% детских копилок лежит сумма меньше 500 рублей, еще на 9% — от 500 до 1 тыс. рублей. Но есть и более целеустремленные дети: у 9% в копилке от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а у 13% — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей. Больше 50 тыс. рублей в копилке у 1% детей. 

Первые «заработанные» деньги 

Родители не только переводят детям деньги на карту, но и дают различные задания — убрать в комнате, вынести мусор, помыть посуду, погулять с собакой, полить цветы и т. д. С помощью детских карт родители чаще всего хотят приучить детей к домашним делам. Сумма, которую ребенок получает за успешно выполненное задание, в среднем составляет 89 рублей.

По данным исследования, за выполнение 71,9% заданий дети в среднем получают до 50 рублей. За 27,2% заданий родители дают детям до 10 рублей, за 16,1% заданий — от 50 до 100 рублей. На задания дороже 100 рублей приходится 12% (3,6% — задания стоимостью более 300 рублей).

Что дети делают в мобильном приложении 

Дети стали активно пользоваться виртуальными помощниками, разделами с полезной информацией и другими интерактивными функциями в мобильных приложениях.

Например, они активно заходят в раздел «Истории»: доля пользователей (владельцев детских карт) выросла около 30%. Также дети часто обращаются за помощью к чат-боту: каждый второй (48%) ребенок возвращается к виртуальному помощнику через неделю после первого общения, каждый третий (32%) — продолжает пользоваться через две недели. Данные исследования показывают, что дети часто делегируют решение своих вопросов искусственному интеллекту и более того — результат их устраивает и они потом продолжают обращаться к чат-боту за помощью.