Тинькофф Бизнес: Краснодар — лидер по доле предпринимательниц среди городов-миллионеров

Юга.ру
 © Фото Adam Winger с сайта Unsplash.com

Фото Adam Winger с сайта Unsplash.com

Тинькофф Бизнес в рамках аналитического проекта Tinkoff Data провел традиционное исследование представленности женщин в российском бизнесе, изучив период с 2021 по 2024 год. Исследование основано на данных более чем 1 млн клиентов Тинькофф Бизнеса.

Основные выводы:

  • В Краснодаре самая высокая концентрация женщин в бизнесе среди городов-миллионеров — их доля составляет 45% от общего числа предпринимателей.
  • Доля женщин в бизнесе увеличивается с каждым годом. На начало 2024 года 41% собственников российских предприятий составляют женщины.
  • За последние 3 года доля женщин-селлеров и владелиц интернет-магазинов превысила долю мужчин: 52% женщин (против 48% мужчин) развивают собственный интернет-магазин, 54% женщин (против 46% мужчин) торгуют на маркетплейсах.
  • Самый «женский» маркетплейс — Wildberries: доля женщин среди продавцов на этой площадке составляет 58%.
  • За год обороты бизнеса у женщин увеличились на 17%, а обороты на маркетплейсах — на 61%.

Гендерное соотношение в бизнесе

За 3 года (с 2021 по 2024 год) доля женщин в бизнесе увеличилась с 32 до 41%. При этом, если доля предпринимательниц в офлайн-бизнесе увеличилась с 47 до 48%, оставляя лидерство за мужчинами, в онлайне ситуация изменилась. Доля женщин, владеющих интернет-магазинами, выросла с 45 до 52%, а женщин-продавцов на маркетплейсах — с 40 до 54%.

За прошедший год женщины увеличили обороты бизнеса на 17%. При этом предпринимательницы на маркетплейсах показали более впечатляющие результаты — их бизнес в среднем вырос на 61%. Мужчины-предприниматели опередили женщин: оборот их бизнеса увеличился на 25%, а на маркетплейсах — на 84%.

Медианный возраст как у женщин, так и у мужчин в российском бизнесе составляет 37 лет.

Популярные маркетплейсы среди женщин-селлеров

Доля женщин-селлеров на маркетплейсах составляет 54% против 46% мужчин. Самый популярный маркетплейс у предпринимательниц — Wildberries: 58% продавцов на этой площадке — женщины. Следом за ним идет Ozon: на этой площадке женщин и мужчин почти поровну — 49% и 51% соответственно.

На остальных крупных маркетплейсах доли распределились следующим образом:

  • На KazanExpress ведут бизнес 56% мужчин и 44% женщин;
  • На Яндекс Маркете — 60% мужчин и 40% женщин;
  • На AliExpress — 70% мужчин и 30% женщин;
  • На Мегамаркете — 71% мужчин и 29% женщин.

Женский бизнес в российских регионах

Последние годы российский бизнес показывает активный рост в регионах, а вместе с ним растет и число предпринимательниц. Все больше женщин открывают собственное дело за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Лидеры среди городов-миллионеров по доле женщин в бизнесе от общего числа предпринимателей:

  • Краснодар — 45%;
  • Уфа — 43%;
  • Волгоград — 42%;
  • Ростов-на-Дону — 42%;
  • Новосибирск — 42%.

Если говорить о целых регионах, только в Тыве и Бурятии женщины более активны в бизнесе, чем мужчины. В топ-5 регионов по количеству предпринимательниц вошли:

  • Республика Тыва (Тува) — 62%;
  • Республика Бурятия — 55%;
  • Забайкальский край — 48%;
  • Республика Калмыкия — 47%;
  • Астраханская область — 46%.

В большинстве регионов мужчин-предпринимателей больше, чем женщин. Наибольшая доля мужчин в бизнесе в следующих регионах:

  • Республика Ингушетия — 71%;
  • Новгородская область — 67%;
  • Республика Дагестан — 66%;
  • Магаданская область — 65%;
  • Вологодская область — 64%.

Популярные виды бизнеса

Топ-3 самых популярных направлений бизнеса у предпринимательниц не изменился за год — это e-commerce, розничная торговля и услуги для физических лиц. Мужчины продолжают активнее всего развивать бизнес в электронной коммерции и розничной торговле и строительстве.

Самые популярные категории офлайн-бизнеса у женщин — продуктовые магазины, кафе и рестораны, салоны красоты, магазины одежды. Мужчины же чаще всего открывают свое дело в сферах общественного питания, магазинов для дома и ремонта, продуктовых магазинов и магазинов автозапчастей.

Что касается онлайн-бизнеса, предпринимательницы за год не изменили свои предпочтения и продолжают активнее всего оказывать услуги в сферах образования и туризма, продавать одежду и товары для дома. В топе направлений онлайн-коммерции у мужчин-предпринимателей — товары для дома, образовательные услуги, продажа одежды и автозапчастей.