Платформа Финуслуги провела опрос среди россиян по оценке ими собственной финансовой грамотности. По итогам исследования выяснилось, что только каждый четвертый (26%) житель страны считает себя финансово грамотным и выступает для своего окружения экспертом в финансовых вопросах, а также читает статьи, слушает/смотрит передачи на тему финансов.
При этом 8% россиян признались, что мало знают о финансовых инструментах и считают, что это слишком сложно (в прошлом году доля россиян с низкой финансовой грамотностью составляла 12%). Доля респондентов, которые отмечают у себя средний уровень финграмотности, стабильна второй год подряд.
В исследовании приняли участие 1000 респондентов в возрасте 18–54 лет, география исследования — города России с населением свыше 100 тыс. человек, метод сбора данных — онлайн-опрос по потребительской панели, данные за август 2023 года.
Как и год назад, среди мужчин, по сравнению с женщинами, значимо выше доля сегмента с высоким уровнем финансовой грамотности — 30% против 22%.
Высокий уровень финансовой грамотности по-прежнему преимущественно отмечает молодая аудитория — в возрасте от 18 до 34 лет. Россияне старше 45 лет предпочитают, чтобы им кто-то разъяснял и подсказывал в решении финансовых вопросов.
Интересно, что большинство россиян в финансовых вопросах рассчитывают только на себя и изучают информацию о финансовых услугах только при необходимости, — с такими высказываниями согласились более 70% опрошенных. Также большинство (72%) респондентов используют специальные приложения для контроля и управления финансами. В 2023 году каждый четвертый (26%) россиянин отметил, что «сложность финансовых услуг и продуктов нервирует и раздражает», годом ранее так ответил каждый третий опрошенный (34%).
Игорь Алутин, управляющий директор проекта Финуслуги Московской биржи:
«Принятие финансовых решений и умение правильно управлять деньгами играют решающую роль в личном благополучии каждого человека. Поддержание и повышение уровня финансовой грамотности россиян — одна из важнейших задач платформы Финуслуги, которая реализуется в первую очередь через обеспечение доступности финансовых услуг всему населению. Мы предлагаем россиянам современный сервис подбора и оформления финансовых продуктов по принципу одного окна и возможность в режиме 24/7 управлять средствами из любой точки мира».