Сбер проанализировал состояние малого бизнеса в сфере общепита на основании данных эквайринга. Наиболее быстрорастущий сегмент по всей стране — доставка еды.
За год количество точек, предлагающих такую услугу, выросло вдвое, выручка увеличилась на 60% и превысила 1,4 млрд руб., а средний чек вырос на 2% до 875 руб. Стремительный рост — более чем на 100% — показало большинство регионов РФ (53 субъекта).
Топ регионов по количеству бизнеса в сфере доставки еды: Московская область, Краснодарский край, Москва, Якутия, Ханты-Мансийский АО.
Период |
Выручка |
Количество транзакций |
Количество точек |
Март 2022 |
880 млн руб. |
1 000 050 |
2468 |
Март 2023 |
1,4 млрд руб. |
1 000 650 |
4899 |
Средняя выручка на заведение по России продемонстрировала рост во всех нишах. Значительнее всего выросла в фастфуде — на 285 тыс. по сравнению с I кварталом прошлого года.
Ниша |
Средняя выручка на 1 заведение (I квартал 2022 г.) |
Средняя выручка на 1 заведение (I квартал 2023 г.) |
Динамика |
Услуги по доставке |
1,268 млн руб. |
1,331 млн руб. |
+5% |
Кафе, рестораны |
2,456 млн руб. |
2,521 млн руб. |
+3% |
Бары, клубы |
2,492 млн руб. |
2,520 млн руб. |
+1% |
Фастфуд |
2,525 млн руб. |
2,810 млн руб. |
+11% |
Практически та же картина со средним чеком: он вырос по всем нишам, особенно в фастфуде — на 13%.
Ниша |
Средний чек (I квартал 2022 г.) |
Средний чек (I квартал 2023 г.) |
Динамика |
Услуги по доставке |
856 руб. |
875 руб. |
+2% |
Кафе, рестораны |
734 руб. |
769 руб. |
+5% |
Бары, клубы |
712 руб. |
757 руб. |
+6% |
Фастфуд |
345 руб. |
389 руб. |
+13% |
В Москве средний чек вырос до 15% по всем типам заведений и составил для ресторанов 1251 руб., для клубов и баров — 1289 руб. и для фастфуда — 387 руб.
Ниша |
Средний чек (I квартал 2022 г.) |
Средний чек (I квартал 2023 г.) |
Динамика |
Услуги по доставке |
1234 руб. |
817 руб. |
-34% |
Кафе, рестораны |
1175 руб. |
1251 руб. |
+7% |
Бары, клубы |
1259 руб. |
1289 руб. |
+2% |
Фастфуд |
341 руб. |
387 руб. |
+14% |
Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микро бизнес» Сбербанка:
«Наша задача — поддерживать малый бизнес и помогать ему развиваться. Поэтому для разработки новых сервисов и предложений мы изучаем разные рынки, проводим исследования. Например, в Москве россияне в 4 раза чаще посещают фастфуд, чем кафе и рестораны: 32 млн клиентов против 8 млн. Только каждый 5-й клиент в столице в течение года возвращается в тот же бар, где уже был. А в Омской и Новосибирской областях — каждый 2-й. Эти и другие полученные данные подтверждают, что общепит остаётся одним из самых востребованных у клиентов видов малого бизнеса».