В 2020 году жители ЮФО сократили траты на отдых за рубежом на 46% — ВТБ
Расходы жителей Южного федерального округа на отдых за границей в 2020 году сократились на 46% по сравнению с январем-ноябрем 2019 года. Об этом говорит статистика карточных транзакций клиентов ВТБ. Наименьшее снижение трат россиян было зарегистрировано в странах, которые открылись для российских туристов еще летом-осенью и не требуют обязательной изоляции после прилета — Турция, Беларусь и Мальдивы. В итоге Турция поднялась на второе место среди стран с наибольшими тратами клиентов ВТБ, опередив Испанию, Францию и Германию.
Всего с начала года клиенты ВТБ с юга РФ потратили на отдых в странах, открытых для россиян, 367 млн рублей и совершили 97,6 тыс. транзакций — на 38% меньше, чем за 11 месяцев 2019 года. По сравнению с другими жителями нашей страны южане сократили свои расходы чуть меньше: в целом по РФ траты владельцев карт ВТБ на отдых за границей в этом году сократились на 61% по сравнению с прошлой осенью и составили 31 млрд рублей, а количество транзакций уменьшилось на 57% — до 8 млн. Осенью эта разница стала еще заметнее — снижение составило 31% по объему расходов и 28% по количеству транзакций, тогда как в целом по стране в сентябре-ноябре был зафиксирован спад на 64% и 65% соответственно.
Наиболее значительно снизились траты жителей ЮФО за рубежом на сегмент развлечений — заграничные экскурсионные бюро (-77%), походы в кино, театры и на концерты (-75%), а также на шопинг в магазинах одежды и обуви (-56%). Меньше сократились расходы южан на АЗС (-30%) и на аренду автотранспорта (-33%).
Меньше всего клиенты ВТБ экономили на гостиницах и ресторанах: например, в Турции снижение к прошлому году в этих категориях составило 17% и 11% соответственно. Больше всего сократились траты на внутренние перелеты и переезды по железной дороге (-70% по большинству открытых стран), предпочитая передвигаться на автомобилях. А в Турции расходы клиентов банка на аренду авто за 11 месяцев не только не снизились, а даже выросли на 4% к январю-ноябрю 2019 года. Исключением из общих правил стала Сербия, куда с середины октября въезд для граждан РФ разрешен и доступен прямыми рейсами из Москвы. С начала года клиенты ВТБ потратили на железнодорожные и авиабилеты в стране на 36% больше, чем годом ранее.
Стамбульский синдром:
Если учитывать туристические расходы всех владельцев карт ВТБ за границей, менее всего в этом году «просели» страны, которые сейчас открыты для российских путешественников и не настаивают на изоляции для приезжих. Так, расходы клиентов банка на Мальдивах снизились лишь на 20% год к году, Беларусь недосчиталась 29% туристических расходов россиян, а Турция и Египет — -40%. Наиболее значительно (-78%) держатели карт ВТБ снизили траты в Японии, которая разрешила въезд только гражданам и резидентам и только с 1 ноября. Единственным «бенефициаром» ограничений стала Танзания, которая одной из первых открыла границы для россиян — туристические расходы в ней выросли на 36%, а осенью был зафиксирован более чем двукратный рост.
Изменившиеся условия внесли корректировки в рейтинг наиболее популярных стран у российских туристов. Топ-10 стран по объему туристических расходов клиентов ВТБ по-прежнему возглавляет Италия, хотя траты клиентов в ней сократились на 73% год к году — до 3,1 млрд рублей. На второе место с пятого по объему расходов поднялась Турция, а Испания, в которой держатели карт ВТБ стали тратить на 72% меньше, переместилась на пятое. Также в пятерку лидеров по туристическим расходам традиционно вошли Франция и Германия. В топ-10 попали США, ОАЭ, Белоруссия и Великобритания. Покинула рейтинг традиционно популярная у петербуржцев Финляндия, которая занимала девятую строчку, а вместо нее в десятку лидеров вошел Таиланд.
«Пандемия в этом году стала главным фактором, повлиявшим на туристические настроения россиян. Наших соотечественников останавливают не только закрытые границы большинства стран, но и желание обезопасить себя от лишних контактов. И хотя осенью Россия продолжила возобновлять авиасообщение с отдельными зарубежными странами, традиционно высокий предновогодний сезон не изменит негативную динамику по итогам года», — заметила руководитель управления «Дебетовые карты и счета» ВТБ Ксения Андреева.