Райффайзенбанк узнал, чего опасается малый бизнес в 2021 году

Юга.ру
мобильное приложение Райффайзенбанк © Фото пресс-службы Райффайзенбанка

Фото пресс-службы Райффайзенбанка

Предприниматели назвали снижение доходов населения и потребительского спроса главной опасностью 2021 года. Также каждый третий владелец малого бизнеса опасается жестких ограничений, связанных с распространением коронавируса, — об этом говорит исследование Райффайзенбанка «Антихрупкость 2021: как строить бизнес, когда все рушится». При этом цифровизация и способность автоматизировать бизнес-процессы стала ключевым фактором для продолжения работы.

Чего предприниматели ждут в 2021 году

С весны 2020 года малый бизнес работает в условиях высокой неопределенности — за это время экономика существенно изменилась. При этом 40% бизнесменов рассчитывают восстановить обороты до докризисного уровня уже в 2021 году.

Однако все признают существенные риски, главное опасение связано со снижением доходов населения и, как следствие, падением потребительского спроса. На втором месте — страх перед возможными ограничениями работы предприятий, как это было весной 2020 года. При этом снижение курса рубля или появление новых налогов волнует бизнес существенно меньше.

«Ситуация патовая, мы закрылись»:

«Обычно кризис затрагивает большинство секторов одновременно. Текущая ситуация пандемии и изоляции четко разделила тех, кто достиг успеха в цифровизации и автоматизации, и тех, кто был готов к ситуации меньше. Кто-то случайно оказался подготовлен, так как вкладывал в цифровизацию и автоматизацию для повышения эффективности и снижения затрат в долгосрочной перспективе. Кто-то быстро адаптировался, не стал надеяться на то, что все скоро закончится, и смог быстрее восстановиться и сейчас пожинает плоды своих решений в момент новой волны и связанных с ней ограничений», — пояснил президент международной организации инвесторов INVESTORO, ведущий преподаватель инвестиционного режима Стартап Академии Сколково Виталий Полехин.

Как бизнес сокращал издержки

Весной 2020 года автоматизация процессов стала также способом сократить издержки. Как показало исследование, активнее всего с помощью цифровых каналов экономили компании в медицине, образовании, туризме и IT. Меньше все это помогло кафе, ресторанам и спортивным организациям.

 © Изображение пресс-службы Райффайзенбанка
 © Изображение пресс-службы Райффайзенбанка

По данным исследования Райффайзенбанка, каждый пятый предприниматель воспользовался мерами господдержки. Еще 25% планировали, но по разным причинам не смогли этого сделать, и большинство из них работали в отраслях, которым поддержка не полагалась. Активнее всего программы помощи использовали рестораны, кафе и другие предприятия общепита, а также спорт, туризм и медицина.

«На наш взгляд, больше всего бизнес нуждается в кредитной поддержке. Это и отсрочки по платежам, и льготное финансирование для восстановления деятельности, и кредиты на дальнейшее развитие. Мы участвуем в госпрограммах — в федеральных, и региональных. И мы обсуждали сложившуюся ситуацию с клиентами, изучали их планы по восстановлению работы. Для многих крайне важно было сохранить команду, внедрить цифровые решения в повседневный бизнес», — пояснил руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Денис Скоков.

Самыми популярными продуктами из государственного пакета поддержки для бизнеса стали отсрочка по налогам, кредитные каникулы и займы на восстановление деятельности после карантина.

При этом многие предприниматели вернулись к привычному графику платежей после отсрочки, показало исследование. Так ответили 60% опрошенных владельцев бизнеса. Еще 30% пока пользуются каникулами. Проблемы с платежами есть примерно у 6%, и столько же компаний смогли вернуться в график досрочно. При этом предприниматели говорят, что при появлении трудностей стараются договориться с банком.