Райффайзенбанк и «Лаборатория Касперского» проанализировали тренды мошенничеств с банковскими картами 2019 года

Юга.ру
Детская карта Райффайзенбанк  © Коллаж Юга.ру

Коллаж Юга.ру

По данным экспертов банка и компании, главным трендом стала социальная инженерия, которую «обогатили» несколько новых сценариев. Среди позитивных моментов эксперты назвали снижение темпов роста мошенничеств с CNP-транзакциями и снижение POS- и ATM-фрода.

70% карточных мошенничеств в 2019 году связано с различными инструментами социальной инженерии. Злоумышленники используют звонки с подменных номеров, просят установить «защитное» программное обеспечение, снять и положить средства на «безопасный счет» или узнают данные учетной записи.

«Менее 40% пользователей в России не сталкивались сами и не слышали от знакомых и близких о случаях потери денег из-за действий телефонных мошенников. Банки внедряют средства защиты, позволяющие выявлять подобные инциденты, например, приостановить транзакцию, если одновременно с приложением онлайн-банкинга запущено ПО для удаленного управления. Также банки дорабатывают алгоритмы для противодействия новым подходам в социальной инженерии. Но злоумышленники очень изобретательны, поэтому гарантированно противостоять им может только сам пользователь, для этого достаточно действовать более осознанно и скептически относиться к любым сообщениям и входящим звонкам», — сказал руководитель направления Kaspersky Fraud Prevention Максим Федюшкин. Упоминаемые им данные получены в исследовании, проведенном в июне 2019 года компанией OMI по заказу «Лаборатории Касперского». Было опрошено 1000 россиян.

Динамика мошеннических CNP-транзакций (операции без присутствия карты) в 2019 году снизилась на 15%. CNP-транзакции не ушли в прошлое, просто мошенники обращаются к менее защищенным финансовым и e-commerce платформам. Полученные карточные данные используются для того, чтобы расплачиваться в онлайн-магазинах. Часто этот тип атак соединяется с техниками социальной инженерии.

«Мошенники быстро адаптируют используемые тактики: например, просят не назвать одноразовые пароли, а установить на телефон программное обеспечение. Противостоять социальной инженерии можно только с помощью масштабной информационной кампании, направленной на повышение кибер- и финансовой грамотности, и мы продолжим прикладывать усилия для того, чтобы повысить осведомленность наших клиентов», — прокомментировала руководитель операционного отдела банковских карт и эквайринга Райффайзенбанка Виктория Александрова.

Среди сходящих на нет трендов 2019 года — POS- и ATM-мошенничества. Это связано не только с распространением карт с чипом, но и с ростом популярности NFC-транзакций, электронных кошельков и систем мгновенных межбанковских переводов. Объем мошенничеств с картами, скомпрометированными в торговых сетях или банкоматах, в 2019 году снизился на 73%.