Наталья Орлова, эксперт Альфа-Банка

Платежный баланс России за 1К21

Наталья Орлова © Альфа-Банк

Двузначный рост импорта как новый риск

Профицит российского текущего счета составил $17 млрд за 1К21, оказавшись ниже ожиданий:  Профицит российского текущего счета оказался не только ниже ожиданий, но и ниже профицита за 1К20  ($23 млрд), несмотря на восстановление средних цен на нефть марки Юралз до $60/барр. в 1К21 с $51/барр. в 1К20. Это изменение профицита в годовом сопоставлении соответствует снижению объемов сырьевого экспорта на фоне ограничений по добыче в рамках сделки OPEC+: в 1К20 сырьевые экспортные доходы составили $51 млрд против $45 млрд в 1К21; но этот фактор не является неожиданным и был заложен в прогнозы. 

Рост импорта на 12% г/г — главная негативная новость в структуре платежного баланса за 1К21: Если посмотреть на данные по текущему счету за 1К21 с точки зрения других факторов, то главным  образом бросается в глаза значительное ускорение темпов роста импорта товаров. Быстрое  восстановление импорта на фоне спада ВВП на 2,5% г/г за 2М21 выглядит негативным — если наш прогноз предполагал, что импорт вырастет на 3% г/г в 1К21, по факту он вырос на 12% г/г, что предполагает увеличение на дополнительные $5 млрд в 1К21 в годовом сопоставлении. 

Рост несырьевого экспорта не компенсировал превосходящий прогнозы рост импорта: С 2018 г. наблюдалась определенная корреляция между динамикой импорта и несырьевого экспорта (имеются в  виду данные по торговле товарами, а не показатели баланса услуг). В 1К несырьевой экспорт в среднем составлял $39 млрд в 2018-2020 гг., тогда как соответствующий уровень совокупного импорта находился на уровне $56 млрд за аналогичный период; в итоге в годовом выражении несырьевые доходы составляли устойчивые $181 млрд в 2018-2020, годовой объем импорта также устойчиво колебался около $248 млрд. В 1К21 эта корреляция была нарушена: несырьевой экспорт составил $42 млрд, примерно на $3 млрд  превысив средний уровень за последние три года, но импорт составил $63 млрд, подскочив на $7 млрд со своего среднего уровня прошлых лет. Пока не понятно, является ли это началом нового тренда, однако мы относимся к этому изменению весьма серьезно. Во-первых, прошлогодний кризис не привел к эффекту импортозамещения: доля импорта в российском обороте розничной торговли выросла до 39% в 2021,  достигнув максимума с 2015 г., тогда как в продовольственном сегменте он восстановился до 28%, то есть до уровня 2015 г. Во-вторых, намерение российского правительства ускорить рост инвестиций также  может стимулировать дополнительный спрос на импорт, особенно учитывая, что прогноз роста российской экономики на 2021 г. и на более отдаленную перспективу сейчас выглядит слабым в сравнении с сильным ускорением мирового роста. В итоге, более сильный в сравнении с ожиданиями рост импорта выглядит причиной слабости курса рубля в последние месяцы и также создает дополнительный риск для будущей динамики курса. 

Расходы на поездки демонстрируют постепенное восстановление: Другой негативный фактор 1К21 связан с постепенным восстановлением импорта услуг, т.е. расходов на зарубежные поездки. И хотя этот  показатель все еще демонстрирует снижение на 32% г/г, он немного восстановился в сравнении со снижением на 39% г/г в 4К20. Мы подтверждаем свое мнение о том, что как только откроются границы, возврат спроса на международные передвижения будет представлять риск для валютного рынка.  

Минфин России приобрел $3,7 млрд в рамках бюджетного правила в 1К21: Факторы капитального счета ожидаемо не давали поддержки курсу. Российское правительство с января этого года вернулось к покупкам валюты в рамках бюджетного правила и приобрело $3,7 млрд через ЦБ РФ в 1К21. Чистый отток частного капитала составил $11,8 млрд в 1К21 — учитывая, что в марте иностранные инвесторы сокращали свои портфели российских ОФЗ на фоне опасений возможных санкций США против  российского госдолга, мы ожидаем, что чистый отток капитала сохранится сильным и в 2К21. Таким образом, учитывая быстрое восстановление импорта товаров, возможное восстановление импорта услуг (то есть расходы на международные передвижения), вероятное сохранение чистого оттока частного  капитала и продолжение стерилизации части нефтяных доходов Минфином, шансы на укрепление курса рубля нам представляются весьма умеренными, и наш взгляд на будущую динамику курса несколько  ухудшился (см. наш обзор “Курс рубля: Обновленный расчет равновесного курса не принес хороших новостей” от 6 апреля). 

Версия страницы для ПК


Свежие статьи

Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам

Как копить с помощью государства?

Спрос на премиальную недвижимость растет со стороны молодых семей с высоким уровнем дохода и предпринимателей

За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза

Комментарий по ключевой ставке

Все статьи

Главные новости

В Армавире открылся обновлённый офис Сбера

Банк России сможет ограничивать выдачи рискованных ипотечных и автокредитов

К каким врачам чаще всего записывались в Ставрополе — топ-5

В Краснодаре более 90 представителей бизнеса обсудили ESG-трансформацию

Россияне стали активнее интересоваться своей кредитной историей

На Финуслугах состоялся пилотный выпуск цифровых финансовых активов

Лента новостей