Карантин в России: итоги первых трех недель
Поскольку пакет финансовой поддержки российского правительства в размере 2-3% ВВП воспринят как недостаточный, МВФ прогнозирует спад российского ВВП на 5,5%
Поскольку пакет финансовой поддержки российского правительства в размере 2-3% ВВП воспринят как недостаточный, МВФ прогнозирует спад российского ВВП на 5,5% в этом году, а российское экспертное сообщество — на 2,0% г/г.
Мы считаем, что нынешний жесткий карантин обходится России в 0,5% годового ВВП в неделю. Смягчающим фактором для России является то, что пандемия сильнее всего бьет по малому и среднему бизнесу (МСП), а также по экономике крупных городов, однако сегмент МСП в РФ невелик, и роль крупных агломераций не так значительна, как в других странах. Но долгосрочные последствия пандемии негативны: растет риск того, что бюджет нацпроектов, которые воспринимались как стержень роста экономики, будут вместо поддержки инвестиций переориентированы на социальные нужды.
Оценка пакета финансовой помощи российского правительства варьируются от 1,8% до 2,8% ВВП, однако прямые меры поддержки составляют всего 0,3% ВВП.
С конца марта президент Владимир Путин уже четыре раза выступал с обращениями; его первая речь от 25 марта и его последнее обращение от 15 апреля были сосредоточены на мерах поддержки экономики. Оценки этих мер российскими официальными лицами сильно расходятся: Минэкономразвития называет цифру на уровне 1,8% ВВП (это примерно 2 трлн руб.), тогда как Минфин оценивает пакет помощи примерно в 2,8% ВВП и считает, что в сочетании с поддержкой системно значимых предприятий и финансированием дефицита бюджета, поддержка может составить 6,5% ВВП. Подобные расхождения не выглядят удивительными. В основе первоначального пакета помощи, объявленного 25 марта и предусматривающего введение налоговых и кредитных каникул, лежала идея о том, что часть трат будет компенсирована новыми доходами бюджета: Владимир Путин объявил тогда об увеличении налога с дивидендов, выводимых на офшорные счета, с 2% до 15% и о введении 13% налога на доходы по депозитам, превышающим 1 млн руб. Но по мере реализации эти меры стали видоизменяться: к примеру, налогообложение владельцев крупных депозитов будет применяться только в том случае, если ставки по депозитам превысят ключевую ставку, что обнуляет бюджетный эффект этого предложения.
Кроме того, конкретные критерии получения кредитных каникул предполагают уровни отсечения по размеру займа — например, по ипотечным кредитам первоначально речь шла о максимуме в 1,5 млн руб. для получения каникул, тогда как по стране среднее значение взятого ипотечного кредита составляет 2,2 млн руб. Наконец, из всех мер, объявленных на сегодняшний момент, на прямую поддержку приходится лишь небольшая часть — по нашей оценке, это около 0,3% ВВП, тогда как остальная часть анонсированного пакета помощи — это кредитные каникулы, налоговые каникулы и многочисленные госгарантии для разных секторов.
Хотя инициативы, анонсированные 15 апреля, в большей степени ориентированы на меры прямой помощи, складывается впечатление, что правительство намерено подходить к вопросу выделения помощи как можно более экономно.
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам
Как копить с помощью государства?
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза
В Армавире открылся обновлённый офис Сбера
Банк России сможет ограничивать выдачи рискованных ипотечных и автокредитов
К каким врачам чаще всего записывались в Ставрополе — топ-5
В Краснодаре более 90 представителей бизнеса обсудили ESG-трансформацию
Россияне стали активнее интересоваться своей кредитной историей
На Финуслугах состоялся пилотный выпуск цифровых финансовых активов