Потребительский сектор: без особых надежд на рост
Росстат опубликовал макростатистику за август
Вчера Росстат опубликовал макростатистику за август. Внимание, в первую очередь, привлекло падение реальных располагаемых доходов населения. Впервые с конца 2017 г. они показали снижение как в годовом (-0,9% г./г. против 2% г./г. в июле), так и в месячном выражении (-1,26% м./м. с учетом сезонности против -0,7% м./м. в июле). Стоит отметить, что это пока самый худший результат за последние 12 месяцев.
Пока непонятны причины столь слабых результатов в августе, при этом динамика по реальным зарплатам работников организаций остается на достаточно высоких уровнях (7% г./г. против 7,5% г./г. в июле). Среди причин мы видим возможное сокращение социальных трансфертов. На это указывают данные по исполнению федерального бюджета за август (на основе которых мы оценили динамику соответствующей статьи консолидированного бюджета). Пока в среднем темпы роста доходов населения м./м. с начала года близки к нулю. Если подобная ситуация сохранится до конца года, то динамика реальных доходов к концу года ухудшится до 0-0,3% г./г.
Ситуация с расходами населения в целом практически не меняется, оставаясь на средних с начала года уровнях. Оборот розничной торговли составил 2,8% г./г. (2,5% г./г. в июле), платные услуги населения также немного подросли (2% г./г. против 1,6% г./г. в июле). Более интересно, на наш взгляд, изменение структуры роста розничного товарооборота: сегмент продуктов питания просел до самых низких в этом году значений (1,3% г./г. против 2,1% г./г. в среднем с начала года), а расходы на непродовольственные товары, наоборот, достигли максимальных с конца 2014 года темпов (4,2% г./г. против 3,3% г./г. с начала этого года).
Мы полагаем, что такое расхождение в динамике может объясняться различием драйверов роста в этих сегментах. Продукты питания находятся под влиянием достаточно слабой динамики доходов, а потому основные индикаторы (средний чек ритейлеров, повседневные расходы) показывают слабую, околонулевую динамику. С другой стороны, непродовольственные товары могут находить поддержку в росте потребкредитования (в последние месяцы задолженность по ним растет быстрее, чем платежи по кредитам). Кроме того, покупка непродовольственных товаров может восприниматься как форма сбережений, находя привлекательность в условиях ослабления рубля. Кстати, по данным опроса домохозяйств ФОМ, в последние три месяца оценка благоприятности крупных покупок росла.
Впрочем, мы полагаем, что вряд ли можно ожидать устойчивого ускорения потребительских расходов в перспективе ближайших месяцев. Главным негативным фактором для расходов выступит повышение НДС (и связанное с ним заблаговременное повышение цен), а также возможная вторая волна ослабления рубля.
Кадровый голод в финансовом секторе — какие специалисты востребованы в банках?
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам
Как копить с помощью государства?
Сбер помог ставропольцам сохранить от мошенников более 35,5 млн рублей
Средняя стоимость потребкредитов для населения впервые превысила 32% годовых
Сбер помог ростовчанам уберечь от мошенников более 1 млрд рублей
Сбер назвал стоимость аренды квадратного метра жилья в Ростове-на-Дону, Батайске, Аксае и Таганроге
Сбер: Ставрополье лидирует в СКФО по количеству и объёму открытых вкладов
Ветераны боевых действий могут получить электронное удостоверение — СберКарту Ветерана