Повышение пенсионного возраста: за и против
Дискуссия о повышении пенсионного возраста возникла в ответ на прогнозируемые негативные демографические тренды ближайших десятилетий
Судя по всему, Правительство готовится к повышению пенсионного возраста. Так, на прошлой неделе Д. Медведев заявил о том, что этот вопрос обсуждается, и его решение назрело давно. Приблизительно в то же время были опубликованы и тезисы экономической стратегии ЦСР А. Кудрина. Документ не содержит подробностей и цифр, однако в нем отмечается, что на протяжении следующих 16 лет пенсионный возраст будет постепенно расти, и к 2034 г. достигнет 63 лет у женщин (сейчас 55 лет) и 65 лет у мужчин (сейчас 60 лет).
Сторонники повышения пенсионного возраста отмечают, что в России на настоящий момент он один из самых низких в мире, и после выхода на пенсию устроиться на работу значительно сложнее, что фактически исключает человека из группы занятых. Кроме того, власти не раз отмечали, что действующий пенсионный возраст "морально устарел": сейчас качество человеческого капитала у людей предпенсионного возраста заметно лучше, чем например, в 1930-е годы (когда этот порог был установлен).
Впрочем, на наш взгляд, дискуссия о повышении пенсионного возраста возникла в ответ на прогнозируемые негативные демографические тренды ближайших десятилетий: 1) увеличение числа пенсионеров в абсолютном выражении, 2) снижение доли трудоспособного населения. По нашим расчетам, к 2024 г. (окончание текущего президентского срока) в России станет на 7-8% больше пенсионеров, а через 10 лет — почти на 10%. При этом доля трудоспособного населения, которое в основном платит страховые взносы, сократится с текущих 56% до 54% через 10 лет.
Эти демографические тенденции усугубляют проблемы ПФР, которые власти, скорее всего, и хотят облегчить. Сейчас пенсии на 50% зависят от ежегодного трансферта (более 3,3 трлн руб.) из Федерального бюджета. При этом с каждым годом расходы ПФР на пенсии по старости будут расти (в среднем на 70 млрд руб./год в реальном выражении), а поступления от страховых взносов — постепенно снижаться, усиливая дефицит пенсионной системы. Плавное повышение пенсионного возраста позволит за следующие шесть лет сократить количество пенсионеров на 3-4%. По нашим расчетам, в среднем за этот президентский срок бюджет сможет сэкономить 400-500 млрд руб. в год в реальном выражении при условии, что размер пенсий будет зафиксирован в реальном выражении (индексироваться на инфляцию).
Сэкономленные средства могли бы быть направлены на финансирование приоритетных расходов, например, на образование или здравоохранение. Впрочем, сценарий ЦСР предполагает постепенный рост размера пенсий в реальном выражении более чем на 30% за предстоящие 16 лет ("…поработал на 5 лет дольше — получил пенсию на треть выше."). Но и этот рост, если будет также происходить плавно (т.е. на 1,8% г./г. в среднем в реальном выражении), позволит снизить расходы на пенсии, хотя и в меньшем объеме — порядка 100-150 млрд руб. в год без учета инфляции.
При всех несомненных плюсах для бюджета повышение пенсионного возраста вряд ли встретит поддержку населения. Производительность труда в старости неуклонно снижается, а потому работники старше 55-60 лет при увольнении и поиске работы вряд ли смогут рассчитывать на адекватный уровень зарплаты (который был бы равен доходам работающего сейчас пенсионера).
Кроме того, стоит отметить, что с повышением порога нетрудоспособности еще больше людей не смогут дожить до пенсии: например, для мужчин средняя продолжительность жизни составляет около 67 лет. При этом повышение пенсионного возраста вряд ли ощутимо увеличит занятость: сейчас работодатели неохотно берут на работу людей даже предпенсионного возраста, и ситуация здесь (по крайней мере, в частном секторе) вряд ли изменится. Правда, в государственном сегменте (где критерии ухода на пенсию, скорее всего, останутся формальными) работники смогут продолжать трудовую деятельность дольше.
В итоге для экономики позитив, связанный с повышением пенсионного возраста (улучшение бюджета и более высокие пенсии), будет во многом достигнут за счет ухудшения возможностей для людей предпенсионного возраста (по крайней мере, в ближайшие 10 лет). При этом постепенно их будет становиться больше по мере увеличения реального возрастного разрыва между ценными для рынка труда работниками (сейчас эта «граница» проходит около 40 лет) и людьми, имеющими право на пенсию по старости.
Кадровый голод в финансовом секторе — какие специалисты востребованы в банках?
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам
Как копить с помощью государства?
В ВТБ рассказали, как мошенники обманывают детей
Сбер помог ставропольцам сохранить от мошенников более 35,5 млн рублей
Средняя стоимость потребкредитов для населения впервые превысила 32% годовых
Сбер помог ростовчанам уберечь от мошенников более 1 млрд рублей
Сбер назвал стоимость аренды квадратного метра жилья в Ростове-на-Дону, Батайске, Аксае и Таганроге
Сбер: Ставрополье лидирует в СКФО по количеству и объёму открытых вкладов