Станислав Мурашов, аналитик Райффайзенбанка

Повышение пенсионного возраста: за и против

© Станислав Мурашов, макроаналитик Райффайзенбанка

Дискуссия о повышении пенсионного возраста возникла в ответ на прогнозируемые негативные демографические тренды ближайших десятилетий

Судя по всему, Правительство готовится к повышению пенсионного возраста. Так, на прошлой неделе Д. Медведев заявил о том, что этот вопрос обсуждается, и его решение назрело давно. Приблизительно в то же время были опубликованы и тезисы экономической стратегии ЦСР А. Кудрина. Документ не содержит подробностей и цифр, однако в нем отмечается, что на протяжении следующих 16 лет пенсионный возраст будет постепенно расти, и к 2034 г. достигнет 63 лет у женщин (сейчас 55 лет) и 65 лет у мужчин (сейчас 60 лет).

Сторонники повышения пенсионного возраста отмечают, что в России на настоящий момент он один из самых низких в мире, и после выхода на пенсию устроиться на работу значительно сложнее, что фактически исключает человека из группы занятых. Кроме того, власти не раз отмечали, что действующий пенсионный возраст "морально устарел": сейчас качество человеческого капитала у людей предпенсионного возраста заметно лучше, чем например, в 1930-е годы (когда этот порог был установлен).

Впрочем, на наш взгляд, дискуссия о повышении пенсионного возраста возникла в ответ на прогнозируемые негативные демографические тренды ближайших десятилетий: 1) увеличение числа пенсионеров в абсолютном выражении, 2) снижение доли трудоспособного населения. По нашим расчетам, к 2024 г. (окончание текущего президентского срока) в России станет на 7-8% больше пенсионеров, а через 10 лет — почти на 10%. При этом доля трудоспособного населения, которое в основном платит страховые взносы, сократится с текущих 56% до 54% через 10 лет.

Эти демографические тенденции усугубляют проблемы ПФР, которые власти, скорее всего, и хотят облегчить. Сейчас пенсии на 50% зависят от ежегодного трансферта (более 3,3 трлн руб.) из Федерального бюджета. При этом с каждым годом расходы ПФР на пенсии по старости будут расти (в среднем на 70 млрд руб./год в реальном выражении), а поступления от страховых взносов — постепенно снижаться, усиливая дефицит пенсионной системы. Плавное повышение пенсионного возраста позволит за следующие шесть лет сократить количество пенсионеров на 3-4%. По нашим расчетам, в среднем за этот президентский срок бюджет сможет сэкономить 400-500 млрд руб. в год в реальном выражении при условии, что размер пенсий будет зафиксирован в реальном выражении (индексироваться на инфляцию).

Сэкономленные средства могли бы быть направлены на финансирование приоритетных расходов, например, на образование или здравоохранение. Впрочем, сценарий ЦСР предполагает постепенный рост размера пенсий в реальном выражении более чем на 30% за предстоящие 16 лет ("…поработал на 5 лет дольше — получил пенсию на треть выше."). Но и этот рост, если будет также происходить плавно (т.е. на 1,8% г./г. в среднем в реальном выражении), позволит снизить расходы на пенсии, хотя и в меньшем объеме — порядка 100-150 млрд руб. в год без учета инфляции.

При всех несомненных плюсах для бюджета повышение пенсионного возраста вряд ли встретит поддержку населения. Производительность труда в старости неуклонно снижается, а потому работники старше 55-60 лет при увольнении и поиске работы вряд ли смогут рассчитывать на адекватный уровень зарплаты (который был бы равен доходам работающего сейчас пенсионера).

Кроме того, стоит отметить, что с повышением порога нетрудоспособности еще больше людей не смогут дожить до пенсии: например, для мужчин средняя продолжительность жизни составляет около 67 лет. При этом повышение пенсионного возраста вряд ли ощутимо увеличит занятость: сейчас работодатели неохотно берут на работу людей даже предпенсионного возраста, и ситуация здесь (по крайней мере, в частном секторе) вряд ли изменится. Правда, в государственном сегменте (где критерии ухода на пенсию, скорее всего, останутся формальными) работники смогут продолжать трудовую деятельность дольше.

В итоге для экономики позитив, связанный с повышением пенсионного возраста (улучшение бюджета и более высокие пенсии), будет во многом достигнут за счет ухудшения возможностей для людей предпенсионного возраста (по крайней мере, в ближайшие 10 лет). При этом постепенно их будет становиться больше по мере увеличения реального возрастного разрыва между ценными для рынка труда работниками (сейчас эта «граница» проходит около 40 лет) и людьми, имеющими право на пенсию по старости.

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза

Комментарий по ключевой ставке

Комментарий по ключевой ставке

Курс рубля может достичь ноябрьских минимумов уже сегодня

Индекс МосБиржи может продолжить тяготеть к умеренному росту

Все статьи

Главные новости

Ростовская область вошла в топ-5 регионов России по числу новых предпринимателей

Ставропольский край лидирует в России по количеству новых бизнесов

В Ставрополе обсудили перспективы развития семейного предпринимательства

Ставропольцы могут оформить назначение пенсии дистанционно или в офисах Сбера

Аналитики Сбера пред­ставили портрет жите­ля Кубани

Тинькофф первым в мире представил экосистему персональных помощников

Лента новостей