Ценность грамотных финансовых решений в кризис значительно возросла
Ценность грамотных финансовых решений в кризис значительно возросла
Год 2015 был непростым для экономики России и не раз заставлял нервничать инвесторов. Ценность грамотных финансовых решений в кризис значительно возросла. Сократить расходы и стараться как можно больше отложить – такую модель поведения сегодня выбирают 55% россиян. Правда, при этом почти каждый второй убежден, что необходимо забирать деньги из банков. Об итогах уходящего года и о том, чего ждать в будущем году, нам рассказывает директор БКС Премьер в Сочи Антон Полуэктов.
– Как бы Вы оценили экономические результаты года в России? Чего удалось и не удалось добиться российским властям? Насколько успешными оказались антикризисные действия?
В краткосрочном плане экономические результаты года – негативные: довольно глубокое падение ВВП, инвестиций, доходов населения, высокая инфляция, рост проблем в банковском секторе. Но в среднесрочной перспективе произошел ряд важных позитивных изменений: курс рубля определяет рынок, внешний долг частного сектора резко сократился, а его обслуживание стало намного более управляемым, уход слабых игроков делает банковскую систему более устойчивой и прозрачной. Однако в целом прошедший год – это год кризиса, так что позитива он принес все-таки мало. Властям удалось удержать ситуацию в целом под контролем, не допустить резкого усиления негативных тенденций в социальной сфере. Антикризисные усилия от правительства по большому счету не потребовались – антикризисный фонд не был расходован и критических ситуаций, требовавших неординарных и срочных решений (как это было в 2008-2009 гг.) также не было. Это особенность текущего кризиса, который происходит в форме плавного снижения производства и имеет много черт стагнации, в отличие от ситуации 7-летней давности, характеризовавшейся резким ухудшением ситуации и быстрым нарастанием социальных проблем.
– Чего вы ожидаете от будущего года? Сможет ли, по Вашему мнению, российская экономика выйти из рецессии и что для этого необходимо?
Я ожидаю, что в 2015 г. ВВП в российской экономике сократится на 3,7%, а в следующем году вырастет на 0,4%. Иными словами, я ожидаю некоторого – пусть небольшого – улучшения ситуации в 2016 г. Преимущественно это станет возможным благодаря трем факторам: (1) фактор базы сравнения – на фоне снижения ВВП в 2015 г. разворот в годовых темпах роста становится более достижимым; (2) довольно резкое падение темпов инфляции, особенно в 1 полугодии, что приведет к снижению ставок кредитования и поддержит инвестиционный, потребительский спрос, а также сектор жилищного строительства; (3) стабилизации ситуации с внешним долгом, что позволит компаниям направлять растущую часть денежного потока на инвестиции, а не на обслуживание долговых обязательств. По моим расчетам, экономика РФ сможет пройти нулевую отметку в темпах роста где-то во 2 квартале, а во втором полугодии может показать устойчивый рост год-к-году. Мой прогноз построен на среднегодовой цене нефти Юралс в 54 долл./барр (против 52 долл./барр в 2015 году и текущей цены чуть ниже 40 долл./барр) и на ожиданиях отсутствия дальнейшего обострения геополитической обстановки вокруг России – включая санкции. Но существует риск того, что и тот и другой фактор могут оказаться хуже – нефть может стоить дешевле, а геополитика может принести новые неприятные сюрпризы. При таком исходе мы можем получить нулевой или даже слабоотрицательный рост в российской экономике, хотя я не думаю, что спад ВВП окажется глубже, чем в текущем году.
– Как будет чувствовать себя население?
ВВП в этом году сократится на 3,7%, но в следующем вырастет на 0,4-0,5%. Должно помочь довольно резкое падение темпов инфляции, особенно в 1 полугодии, что приведет к снижению ставок кредитования и поддержит инвестиционный, потребительский спрос, а также сектор жилищного строительства. В ближайшие два года инфляция в России замедлится до уровня ниже 10%.
В то же время, в рамках балансировки бюджета возможно повышение налогов для населения и корпоративного сектора, что в свою очередь может оказать дополнительное давление на потребительские настроения и ухудшить финансовые показатели ряда крупнейших компаний; сокращение госрасходов (включая субсидии для компаний) может быть компенсировано за счет более существенного повышения тарифов, что, скорее всего, напрямую повлияет на будущий инфляционный тренд.
В целом мы ожидаем спокойного года, в течение которого зародятся и начнут утверждаться позитивные тренды.
Как рядовому гражданину минимизировать потери от курсовой нестабильности? Во что предпочтительнее вкладывать?
– При небольшом объеме сбережений попытка минимизировать валютный риск через создание мультивалютной структуры сбережений не имеет большого экономического смысла, так как разница между курсом покупки и продажи может фактически ничего не оставить от потенциальной прибыли. Если же речь идет об относительно больших сбережениях, скажем, свыше 1 млн руб., которые хотя бы частично планируется потратить и вне страны, тогда наиболее простым способом минимизации валютных рисков является создание мультивалютного портфеля. Это может быть портфель в соотношении – 33% в рублях, 33% в долларах и 33% в евро; может быть и 50% в рублях и 50% – в долларах и т.д. Здесь все зависит от планируемых целей по использованию сбережений, а также взгляда на будущее нефтяного рынка и мировой экономики.
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам
Как копить с помощью государства?
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза
Т-Банк запустил бесплатную линию консультаций для самозанятых
В Армавире открылся обновлённый офис Сбера
Банк России сможет ограничивать выдачи рискованных ипотечных и автокредитов
К каким врачам чаще всего записывались в Ставрополе — топ-5
В Краснодаре более 90 представителей бизнеса обсудили ESG-трансформацию
Россияне стали активнее интересоваться своей кредитной историей