Как и почему в действительности растут цены?
О взаимосвязи индекса потребительских цен и инфляции рассказал директор БКС Премьер в Краснодаре Вадим Бражник.
О взаимосвязи индекса потребительских цен и инфляции рассказал директор БКС Премьер в Краснодаре Вадим Бражник.
Индекс потребительских цен (ИПЦ), попросту говоря, рассчитывается исходя из стоимости товаров и услуг, входящих в "потребительскую корзину". Это один из наиболее популярных инструментов для расчета инфляции – рассчитывается отношение индекса потребительских цен за базовый и текущий период. При этом помимо этого индекса для расчета инфляции используются и другие индексы: например, индекс цен производителей, дефлятор ВВП и т.д. Так что нельзя говорить, что между индексом потребительских цен и инфляцией стопроцентная зависимость, хотя она, безусловно, существует.
Как я уже отметил выше, с помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. И потому в целом, этот индекс отражает изменение стоимости жизни в стране, являясь ранним индикатором потребительской инфляции и фиксируя изменения покупательной силы рубля. Рост индекса потребительских цен означает, что типичная корзина товаров и услуг повысилась в цене по отношению к базовому периоду. Ускорение роста индекса говорит об усилении темпов роста потребительской инфляции.
Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию в классическом понимании этого термина. Она приводит к явному или скрытому росту цен на товары. Именно поэтому индекс потребительских цен – один из основных показателей наличия или отсутствия инфляции и ее глубины.
Вместе с тем, основными недостатками индекса потребительских цен являются ограниченность набора товаров и услуг потребительским сектором и усредненность весовой структуры потребления. Гражданам, например, сообщают про "официальные" 6,6% инфляции за 2012 год, но удивительное дело – на 1061 рубль в декабре 2012 года можно было купить ощутимо меньше, чем на 1000 рублей в декабре 2010 года. Откуда берется такое противоречие?
Дело в том, что значимость изменения цены на отдельный вид товара или услуги в индексе потребительских цен определяется его весом в структуре потребления среднего гражданина. А это определить не так уж и просто, да и результат, если вникнуть, получается весьма условный, основанный в том числе на довольно необычных категориях. Например, очень сомнительно, что среднестатистический человек со средним же доходом съедает по 1 литру подсолнечного масла в месяц, еженедельно пользуется услугой "Помывка в бане в общем зале", лечится 30 таблетками "анальгина" и 30 таблетками "аспирина" и т.д. и т.п.
Добавлю, что Центробанк зачастую ориентируется не только на фактические показатели потребительской инфляции, но и на инфляционные ожидания. Если ожидается ускорение темпов роста потребительских цен в будущем, работники могут начать требовать увеличения номинального дохода, чтобы повысить свою покупательную способность.
Это в свою очередь может заставить компании повышать отпускные цены, что, в конце концов, приведет к росту потребительских цен. А если компании ожидают более высоких темпов потребительской инфляции в будущем, то они будут склонны повышать свои цены, веря, что от этого потребительский спрос не пострадает. И третье – это влияние инфляционных ожиданий на потребительские и инвестиционные предпочтения. Рост темпов инфляции делает текущее потребление более привлекательным по сравнению со сбережением средств.
Южане всё активнее используют аккредитивы в расчётах по сделкам
Как копить с помощью государства?
За 5 лет спрос на покупку домов с ипотекой вырос в 62 раза
В Армавире открылся обновлённый офис Сбера
Банк России сможет ограничивать выдачи рискованных ипотечных и автокредитов
К каким врачам чаще всего записывались в Ставрополе — топ-5
В Краснодаре более 90 представителей бизнеса обсудили ESG-трансформацию
Россияне стали активнее интересоваться своей кредитной историей
На Финуслугах состоялся пилотный выпуск цифровых финансовых активов