Южное ГУ Банка России предупреждает о возможных мошеннических схемах в преддверии новогодних праздников

Юга.ру
 © Фото ЮГА.ру

Фото ЮГА.ру

Последняя неделя декабря и новогодние каникулы — горячая пора для магазинов и торгово-развлекательных центров. Растет количество покупок и число людей, которые расплачиваются за них банковскими картами. Ведь карта — это удобно и современно.

Так, например, в Краснодарском крае за третий квартал этого года держатели платежных карт оплатили товаров и услуг на сумму 82,5 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем за третий квартал 2015 года. В целом же число операций, совершенных с использованием платежных карт по соотношению за данные периоды, увеличилось на треть — до 111 млн операций. На начало октября этого года количество выданных на территории Краснодарского края платежных карт составило 7,9 млн единиц, что на полмиллиона больше, чем по состоянию на 1 октября 2015 года.

Постепенный уход от наличных заставляет переквалифицироваться и добавлять к собственному названию приставку «кибер» и мошенников. Простейшие правила кибербезопасности следует помнить и соблюдать, ведь преступники делают ставку именно на нашу невнимательность, доверчивость и легкомыслие, а в предновогодней суете так легко попасться на их уловки. 

Нужно помнить несколько элементарных правил:

Никогда не сообщайте незнакомцам данные своей карты (ее номер, пин-код, кодовое слово и т.д.), даже если они представляются работниками банка или госструктур. Как только речь заходит о деньгах, например, вам предлагают какие-то призы, выплаты, компенсации, сообщают о блокировке карты или списании денег с нее и предлагают помочь решить эту проблему,  проявите бдительность.

Центральный банк России не работает с гражданами — не принимает вклады и не дает кредиты, не открывает и не закрывает банковские счета, не блокирует карты, не выплачивает  никакие компенсации, выигрыши. Кроме того, Банк России не рассылает СМС-сообщения. Поэтому, если вы получили сообщение якобы от имени Банка России, — просто проигнорируйте его и ни в коем случае не перезванивайте по указанному в нем телефонному номеру.

Среди видов мошенничества, с которыми можно столкнуться в предновогодней суете, стоит выделить кражу данных карты при расчете (здесь мошенниками могут оказаться представители сферы торговли и услуг, которые имеют возможность сфотографировать карту клиента или переписать ее данные) и двойную транзакцию (когда сотрудник утверждает, что оплата не прошла и просит повторно ввести ПИН-код). Советы в данной ситуации просты: передавая карту другим людям, не упускайте ее из виду, вводите ПИН-код так, чтобы он не был виден посторонним, не записывайте его на карте и не храните в кошельке, а также подключите функцию СМС-информирования о совершении платежа, тогда вы точно будете знать, когда и сколько денег списалось со счета.

Также в суматохе можно попасться на уловки мошенников в интернете — ведь все магазины к Новому году предлагают скидки, размещают об этом информацию как на своих сайтах, так и в e-mail рассылках. Например, вы можете открыть вложение в письме с незнакомого адреса, пройти по ссылке и попасть на фишинговый сайт (сайт-двойник), где мошенники от лица различных организаций предлагают продукты и услуги, а на самом деле похищают данные карт «покупателей». Чтобы не быть обманутыми, внимательно изучите название и содержание сайта, на который зашли. Убедитесь, что это не сайт-двойник. Не вводите свои персональные данные на сайтах, которые вызывают подозрения, скачивайте только лицензированные продукты и приложения с официальных сайтов, не открывайте письма и ссылки, поступившие с подозрительных адресов. Установите антивирус на свой компьютер и мобильный телефон.

Отдельно стоит отметить, что в январе 2017 года все пенсионеры получат компенсационную выплату в размере 5000 рублей. Мошенники, зная про это, могут звонить и просить назвать реквизиты карты и другие персональные данные якобы для перевода этих денег. Реквизиты банковской карты, пенсионного счета и другие персональные данные, естественно, никому сообщать нельзя.

Что делать?

В случае если с банковской карты без согласия ее держателя списаны деньги, следует:

1) незамедлительно позвонить в банк, выпустивший карту, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту. Номер телефона указан на обороте карты, на официальном сайте банка и в договоре о выпуске и обслуживании карты.

2) обратиться в отделение банка, запросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией, экземпляр заявления с отметкой банка о приеме оставить у себя.

3) обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

В соответствии с законом, заявление рассматривается банком не более 30 дней со дня его получения, при осуществлении международных операций — не более 60 дней. Банк информирует держателя карты о результатах рассмотрения заявления способом, определенным договором о выпуске и обслуживании карты. По требованию держателя карты банк обязан предоставить письменный ответ.